Человек и его вера - сочинение

Человек устроен так, что не может не верить. Неважно, во что. Он может верить в Бога, в Аллаха или еще в какое-нибудь высшее существо. Но даже будучи убежденным атеистом, человек все же верит. Верит в логику устройства мира, в природу или же в самого себя как центр вселенной.
Думаю, что совершенно неважно, во что человек верит. Еще менее значимо, к какой религии он принадлежит. Дело в том, что любая религия проповедует некие моральные нормы. Но такие нормы изначально заложены в душе каждого человека, хоть верующего, хоть атеиста. Большинство людей не будут воровать или убивать, даже не зная десяти Божьих заповедей. По своей природе человек отличается от дикого животного и руководствуется в своих действиях не инстинктами выживания, а часто гораздо более тонкими материями. При этом он обязательно во что-то верит, поскольку человеку в отличие от животного надо жить во имя чего-либо.
Чаще всего человека поддерживает вера. В особенно безнадежных ситуациях, когда уже не на что больше надеяться, большинство людей обратятся к Богу, видя в нем последнюю поддержку. В некоторых отношениях человек особенно слаб и уязвим. Именно тогда он находит утешение в вере. Слабость, неуверенность, крушение надежд толкают к Богу самых разных людей.
Много размышлял об этом великий гуманист Ф. М. Достоевский. И особенно четко эти размышления прослеживаются в романе «Преступление и наказание». Носителем веры и проповедником христианского милосердия в романе выступила Соня Мармеладова. Она не шла к своей вере долгими путями. В ее убежденности нет места размышлениям и логике. С детства воспитываемая в христианских традициях, она приняла эту веру как нечто, отвечающее ее собственным душевным порывам.
Соня никогда бы не выдержала бесконечных унижений, позора, нищеты, которые довелось ей пережить, не поддерживай ее любовь к Богу. Это тот свет, который ведет ее вперед, не давая уклониться от заданного пути.
Гораздо сложнее приходится Раскольникову. Он со своей идеей «сверхчеловека» взял на себя роль Творца, который имеет право решать судьбы людские. Для того чтобы прийти к Сониной вере, ему приходится пережить крах своей теории, преступление и жуткие муки, последовавшие за этим. Путь к спасению начался для него тогда, когда Соня читала ему Евангелие, притчу о Лазаре.
Раскольников еще сам ясно не понимает, к чему ведет его Соня. Он не внимает ее призывам покаяться, поскольку для него все это совсем не близко и не имеет никакого смысла. Поначалу, если Раскольников и стремится к вере, то только по причине бесконечного доверия к Соне. А позднее, на каторге, Соня с ее христианскими проповедями и вовсе станет раздражать его. До поры до времени Раскольников остается слеп, не видя, в чем заключается единственное спасение для него.
А спасение заключается в законе любви и добра, который должен быть заключен в душе каждого человека. Но почему-то не каждый видит и осознает это. Герой Достоевского лишь с помощью Сони приходит к пониманию того, в чем его спасение. Для Сони же этот закон всегда был ясен. Ведь она исповедовала христианскую религию. Впрочем, я думаю, что такой человек, как Соня, в какой бы религии его ни воспитывали, всегда будет источником любви и доброты.



Мне кажется, любовь, душевное тепло, доброта — естественные и неотъемлемые качества человека. Они есть в каждом ребенке, но позднее заглушаются жестокими и противоречащими природе законами нашей цивилизации. А вера помогает во многих людях воспитывать и укреплять нравственное чувство, или «нравственный закон», о котором говорил еще Кант. Вера спасает, помогает найти себя, успокоиться, полюбить мир. Нет, конечно, далеко не всегда это так. Чью-то душевную черствость очень сложно преодолеть. И напротив, человек, не принадлежащий ни к какой вере, может обладать редкими душевными качествами. Вера, в основном, нужна слабым людям, чтобы укрепить их дух. Это касается любой веры, необязательно христианской. В обращении к любому Богу человек всегда черпает силы. Неважно, какой это Бог — христианский, иудейский или языческий. Ведь это уже не вопрос веры, а вопрос религии, то есть совсем другая проблема. Религия — способ управлять людьми. Вспомним кровопролитные религиозные войны, которые велись на всей земле на протяжении многих веков во имя Бога. На самом же деле это была борьба за власть, жертвами которой становились невинные люди. Но человек рожден не для того, чтобы убивать себе подобных. Это — отступление от любых законов — божеских, человеческих, природных. Человеческая жизнь неподвластна другому человеку. Об этом в «Мастере и Маргарите» Булгакова Иешуа Га-Ноцри говорит прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Говорит он и еще об очень многих вещах — о любви и доверии к людям, о прощении, доброте, справедливости. На этом ведь и должна основываться вера. Книга «Мастер и Маргарита» учит христианскому (а по большому счету — человеческому) милосердию. Любой человек может быть прощен за самое ужасное преступление. Прощен и Понтий Пилат, отправивший Иешуа на смерть. Прощен потому, что, осознав глубину своего преступления, раскаялся. «Раскаянием — очистимся» — повторяет Булгаков библейскую истину. А разве не так же очистился Раскольников у Достоевского? И Булгаков, и Достоевский утверждают одни и те же истины, хотя вряд ли можно провести четкую параллель между «Преступлением и наказанием» и «Мастером и Маргаритой». У каждого человека своя вера. Неважно какая. Важно, что она есть. Вера в своих истоках разумна. Она не может утверждать ложные истины. Верующий человек, почитающий Бога, никогда не причинит зла. Напротив, он будет следовать законам милосердия и справедливости. Вера мудра. И если кто-то «во имя веры» совершает преступление, это означает, что его душа пуста. Вера — это то, что испокон веков поддерживало человека. Так будет и впредь, потому что Бог — прежде всего внутри нас, в нашей душе.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Человек и его вера