Что общего в судьбе Сони и Раскольникова (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской классической литературы. В нем множество героев, у каждого из которых — своя судьба, своя философия, своя точка зрения на мир. Но своеобразие авторской позиции в этом романе состоит в том, что писатель находит точки пересечения между разными героями. Такими героями, безусловно, являются Сонечка Мармеладова и Раскольников.
С самого начала романа мы видим, что судьба девушки чем-то задела сердце Раскольникова. Это произошло в тот момент, когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертвенном поступке: она пошла на улицу, чтобы спасти от голода свою семью.
В самые трудные, тяжелые для него дни Раскольников, порвавший всякую связь со своими близкими, в глубоком одиночестве несет свою боль. И когда она становиться невыносимой, он идет к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной по своей сути душе ищет он успокоения.
Несмотря на совершенное несходство этих двух людей, есть в них общее. Соня, как и Раскольников, сломала, растоптала себя. Раскольников, отрицая идею жертвенности, говорит Соне, что она тоже «переступила, смогла переступить». Речь идет о нравственной гибели личности, в этом смысле оба героя одинаково трагичны. Раскольникова влечет к Соне не только понимание общности их судеб(«убийца и блудница»), но и осознание того, что человек не может быть один. Даже пьяница Мармеладов, принесший много горя семье, считает: «Ведь надо же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели». В этом смысле Раскольников видит спасение в милосердии Сони. Благодаря такому отношению Сони в душе Раскольникова происходит очень важный поворот от страдания к состраданию.



Соня, с присущей ей добротой, не понимая сложных философских построений Раскольникова, чувствует главное: «он ужасно, бесконечно несчастен», и она нужна ему. Для Раскольникова же Соня — воплощение бесконечных нравственных мук. Но при этом Родион знает: Соня никогда не оставит его, пойдет за ним на каторгу, разделит его судьбу, и это дает ему силу, проясняя будущее. И хотя Раскольников внутренне сопротивляется принять жертву Сони, на каторге он вскоре понимает, что Соня, с ее религиозностью, добротой и милосердием, с открытым для людей сердцем, становиться частью его существования. Как завершение этого открытия звучит просьба принести ему Евангелие. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями», — думает он. Раскольников видит, что религия, вера — единственное убежище для Сони. Раскольников хочет принять ее веру не по убеждению (он так и не открыл Евангелие, которое она ему дала), а в силу доверия и благодарности к ней, которые заставляют его смотреть на мир ее глазами. Если Соня придерживается традиционной веры, то для Раскольникова Бог — воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. То, что делала Соня, Раскольников постигло сути. И затем обратил свой взор к каторжанам и почувствовал, что он им нужен. Осужденные, отверженные, они ждут от него помощи, так же как он сам когда-то ждал ее от Сони. Ждут помощи. Чувство отчужденности от людей в душе Раскольникова уступает место чувству общности, единения с ними, что приводит к духовному очищению героя. На этом прерывается история преступления и наказания, а продолжается жизнь.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Что общего в судьбе Сони и Раскольникова (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)