Сочинения > Преступление и наказание > Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности «сверхчеловека» в романе Ф Достоевского «Преступление и наказание»
Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности «сверхчеловека» в романе Ф Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение


Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Как показывает Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» ложность теории Раскольникова



Цель: помочь ученикам проследить развитие образа Раскольникова, определить авторское и личное отношения к персонажу и его идеям; развивать навыки работы с текстом, характеризовать образы в их динамике, умение высказывать свои мысли, обосновывать их на основе жизненных наблюдений; воспитывать гуманизм, лучшие моральные качества.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Мудрец давних времен, баснописец Эзоп сказал: «Плохо станет всем людям, если каждый будет требовать своего». Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решил «спасти мир», создав теорию «сильной личности», которой разрешено то, что запрещено остальным людям, и подверг испытанию ее на себе. Какими качествами должен быть наделен и «сверхчеловек», чтобы иметь право распоряжаться жизнью других, судить виновных и невиновных? Над этим вопросом и многими другими мы и будем работать сегодня.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

V. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя с элементами эвристической беседы.

Прежде чем детально рассмотреть образ главного героя, вспомним, где происходит действие произведения.

Охарактеризуйте Петербург, каким он возникает в романе. (Это не только фон, на котором разворачиваются драматические события, но и символ жизни ненормального, аморального. Городской пейзаж органически связан с душевным состоянием героев).

Когда Раскольников блуждает по городу, размышляя о преступлении, то «тяжело дышать», везде «община мертвых камней, где человеку некуда идти»; и другие герои задыхаются «под тяжелым петербургским небом». Здесь страдают от голода, от бедности люди, и в их головах рождаются преступные мысли, реальность сплетается с мечтаниями и кошмарами. Свидригайлов назвал Петербург «городом полусумасшедших».

Главный герой мечтает о другом, прекрасном городе, созданном для счастья людей, и (такой парадокс!) когда идет на преступление, то думает... об обустройстве фонтанов!

Вспомним портрет Раскольникова. («...Он был удивительно красив собой, с прекрасными темными глазами, темно-русый, стройный, ростом выше среднего». Был очень плохо одет).

Докажите, что сначала Раскольников был скромным, интеллигентным человеком, хорошим студентом, способным сочувствовать чужому горю. (Сон об издевательстве над конем, отдал деньги семье Мармеладовых, помогал больному товарищу и его отцу, переживал за судьбу матери и сестры).

С какой целью герой задумал совершить преступление, убить старую ростовщицу?

А) Чтобы разбогатеть, помочь сестре и матери;

Б) чтобы отомстить богатеям за обиженных ими;

В) чтобы проверить свою теорию «сверхчеловека»;

Г) чтобы очистить город от «скверны».

Примечание. Каждый ответ - правильный и неправильный - обосновать.

Что принесла Раскольникову его «попытка»? (Отчаяние и страдание)

Не могло бы преступление не состояться? (Могло бы, ведь герой случайно узнал о том, что сестры ростовщицы не будет вечером; он случайно услышал разговор в трактире об Алене Ивановне; с другой стороны, одержимый идеей человек все равно стремится ее воплотить).

Были ли люди, которые думали так же, как Раскольников? Приведите цитаты из текста. (Студент и офицер в трактире).

Что не учел Раскольников в своей теории «сверхчеловека»? (Насилие над собственной душой, мучения совести. Желая привести человечество и отдельного человека к счастью, Раскольников предложил путь к «светлому будущему» через несчастье, через насилие).

Каким может быть символическое значение фамилии главного героя романа? (Раскольников - от «раскол», раздвоение в душе: «раскольничество, раскольник» - отступник от веры).

Кому первому Раскольников сознается в преступлении и почему? (Соне, у нее он спрашивает, что делать, как жить дальше, хотя перед этим несколько раз порывался идти в полицию с признанием).

Сразу ли Раскольников пришел к раскаянию? (Нет, даже после суда и приговора он считал, что не имеет «особой страшной вины». Только постепенно, анализируя свои поступки, размышляя над своим ужасным сном о «мировой язве-моровице», он чувствует себя способным к раскаянию и возрождению, особенно под влиянием благодатной и всепрощающей любви Сони).

2. Анализ этапов эволюции образа Раскольникова.

Учитель. Запишите и объясните эволюцию образа Раскольникова по этапам.

Ожидаемый ответ.

Хороший, умный человек -> теория «сильной личности» -> замысел преступления -> осуществление двойного убийства -> укоры совести, решение под влиянием Сони сознаться -> признание, каторга -> раздумья и раскаяния, приход к Богу.

VI. Домашняя задача.

Проанализировать образ главного героя (с учетом его сложности и противоречивости).

VII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

♦ К Раскольникову я отношусь…

♦ Теория «сильной личности» и в наше время…

♦ Меня приводит в удивление (поражает)…

Похожие сочинения


Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Как показывает Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» ложность теории Раскольникова

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее




ПОХОЖИЕ СОЧИНЕНИЯ

ИЗ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ