Ведущие средства индивидуализации персонажей романа «Приключения Оливера Твиста» - сочинение

Характеристика образа Оливера Твиста. Социальная действенность творчества Диккенса

Цель: помочь ученикам выяснить идейно-художественные особенности образа главного героя романа, мастерство автора в изображении образа, ведущие средства индивидуализации персонажей произведения; развивать навыки характеристики героев, высказывать свои мысли о них; анализировать художественные средства и авторские приемы индивидуализации персонажей; воспитывать оптимистичное мировоззрение, критическое мышление, лучшие человеческие качества.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Диккенс постоянно призывает

К усовершенствованию духа...

Дж. Оруэлл

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Диккенс постоянно призывает к усовершенствованию духа...» - говорил Дж. Оруэлл (обращение к эпиграфу урока). Так, у маленького бедного мальчика Оливера Твиста, который рос в таких ужасных условиях, есть чему поучиться даже взрослым. И прежде всего - силе духа, терпению, стойкости, человеческому достоинству. Об этом поговорим сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя.

Вера Чарльза Диккенса в человека была безграничной. Он выработал даже собственную моральную философию, одно из положений которой - утверждение, что все может оказывать содействие моральному усовершенствованию человека: и победы, и поражения, и бедность, и богатство, и любовь, и дружба, и семейное счастье - так же, как их отсутствие и одиночество.

Правда, это может реализоваться при наличии у него морального инстинкта, врожденной склонности создавать добро, умение быть открытым, признательным миру за все, даже за плохое, готовности отдавать себя другим. Писатель не сомневался, что все эти качества есть у человека, и они обязательно должны взять верх над темными силами в человеческой душе.

Вот почему Оливер Твист выходит победителем в произведении, а его враги жестоко и заслуженно наказаны.

Рассмотрим образ Оливера Твиста детальнее.

2. Составление «анкеты» героя романа

    Имя Оливер Твист Возраст От рождения до подросткового возраста и юности Родители «Плод несчастной любви» зажиточной девушки Агнессы и состоящего в браке мужчины Образование Начальное, потом самообразование Внешность Худой, бледный, изможденный мальчик Занятие Помощник на ферме миссис Менн, помощник гробовщика, помощник у воров Характер Терпеливый, стойкий, добрый, милосердный, признательный, сильный духом, имеет собственное достоинство 

3. Эвристическая беседа.

Когда впервые Оливер проявил стойкость, жажду к жизни? (Еще при рождении, так как никто не беспокоился, чтобы он выжил).

Как относился герой к голоду, к издевательствам и побоям? (Терпеливо, покорно)

С чем не смирился мальчик и против чего неожиданно запротестовал, дал отпор обидчику? (С оскорблением памяти матери; начал бить другого помощника гробовщика Ноя, старшего и более сильного мальчика.)

Какие чувства переживал Оливер, когда воры его похитили у мистера Браунлоу? (Стыд, так как люди, которые к нему хорошо отнеслись, могли подумать, что он их предал.)

Что, кроме благосостояния, хороших условий жизни, увидел и открыл для себя Оливер Твист, находясь у миссис Мейли? (Красоту природы, чувство признательности близким ему людям, ответственности за них.)

4. Проблемный вопрос

Можно ли, по вашему мнению, чему-то поучиться у Оливера Твиста современному читателю?

5. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

Какими являются ведущие средства индивидуализации персонажей в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»?

Ожидаемые ответы

Обостренная одноплановость характеристики героев.

Индивидуализированная речь.

Индивидуализированные портреты.

6. Слово учителя.

Персонажи романа легко делятся на героев и лиходеев, причем первые обязательно возвышенно идеальные, безгрешные и правильные, а вторые - зловещие, пасмурные и маниакальные.

К представителям первой группы принадлежат, кроме самого Оливера Твиста, мистер Браунлоу, миссис Мейли и ее названная дочь Роза, доктор Лосберн, миссис Бедвин. Всех их объединяют одни и те же самые черты: жертвенность, сентиментальность, чувствительность, мягкий, неагрессивный характер и добрый юмор. Они милые, приятные люди, которые умеют сочувствовать и откликаться на чужую боль.

Вместе с тем эти герои разные. Миссис Мейли – практичная, здравомыслящая, с классовыми предрассудками (запрещает сыну вступать в брак с Розой, через ее неизвестное, «темное» происхождение); Роза - чистая, наивная, самоотверженная девушка, готова пожертвовать счастьем ради покоя своей благодетельницы; мистер Браунлоу - чудак (посреди улицы читает книгу, ничего не замечая вокруг себя, «будто сидел в кресле в своем кабинете» вместо того, чтобы требовать для Оливера наказание или по крайней мере хотя бы подозревать его, он оставляет мальчика у себя). Врач Лосберн - детектив по призванию, деятельный, энергичный, может попадать из-за этого даже в опасные ситуации.

Героям положительным противостоят негодяи: Феджин, Билл Сайкс, Монкс, мистер Бамбл и др. Воры, награбив денег, способны только пьянствовать или драться друг с другом. Они трусы и способны на измену. Их быт, комната с пауками и мышами, с трухлявыми окнами, хаосом и заброшенностью лучше всего характеризуют примитивизм их духовного мира.

Несмотря на много общих черт, эти герои также все разные.

Феджин - хитрый лицемер, который возглавляет банду карманников. Его язык льстивый, когда заманивает новичков, притворно ласковый («Старый еврей улыбнулся, низко кланялся Оливеру и, сжимая его руку, сказал, что надеется со временем ближе сойтись с ним»; «- Любимые мальчонки, дорогие! - сказал еврей.- Что же ты принес, Проноз? – Два кошелька,- ответил молодой джентльмен») вместе с тем он радуется, что повесили пятерых его соучастников, и теперь не надо ни с кем делить добычу, никто его не выдаст полиции.

Билл Сайкс - грубый, жестокий убийца, у которого не осталось ничего человеческого. Даже его пес такой же самый «преступный». Преступник не имеет сожаления ни к женщине, которая его преданно любила, ни к своим соучастникам («Ты никогда ничего не слышишь,- злостно засмеялся Сайкс,- подкрадываешься и исчезаешь неслышно, чтобы никто не заметил. Жаль мне, что ты не был той собакой, Феджин, за полминуты до этого!», «Из меня тебе не удастся насмеяться, разве что на виселице. Я тебя держу за хвост, и чтобы я пропал, когда выпущу. Помни! Как я встряхну, то потащу и тебя за собой!»).

♦ Выделите главные мысли из рассказа учителя и сделайте выводы.

V. Домашняя задача.

Охарактеризовать героев произведения, проанализировать средства их индивидуализации.

VI. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Завершите предложение.

• В Оливере Твисте меня поражает…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Приключения Оливера Твиста > Ведущие средства индивидуализации персонажей романа «Приключения Оливера Твиста»