Специфика изображения меткость характеристики разных общественных слоев Англии 30 х годов ХIХ ст в романе «Приключения Оливера Твиста» - сочинение

Цель: помочь ученикам глубже постигнуть индивидуальный стиль писателя, мастерское использование им иронии и сарказма; развивать навыки анализа индивидуального стиля писателя, выделение средств комического, выяснение их роли в произведении; воспитывать лучшие человеческие качества, гуманистическое мировоззрение, не восприятие зла, эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему; словарь литературоведческих терминов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Чарльз Диккенс мечтал о высоконравственном обществе и ставил себе цель воспитания такого общества. Он ориентировался на чтение его книг вслух, в кругу родных и друзей, как было принято в «викторианской» Англии. Для развития и укрепления этой просветительской моральной традиции он основал в 1850 году журнал «Домашнее чтение», был его редактором и главнейшим автором. Забота писателя о повышении уровня общей и читательской культуры заметна и в тематике диккенсовских произведений, и в их социальной направленности, и в его индивидуальном стиле, о чем мы и будем говорить сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

Роман Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» - еще одна попытка автора показать современникам теневые стороны жизни и не только умилить, но и принудить задуматься над их первопричиной. Писатель видит начало зла не в фактических тайнах происхождения Оливера, а в социальных законах времени. Произведение в определенной степени стало ответом молодого Диккенса-Либерала на новый закон о бедных, принятый британским парламентом в 1834 году.

Издавна забота о бедных, сиротах, немощных, одиноких стариках была в Англии делом церкви и религиозной общины. С внедрением нового закона и без того кургузая приходская благодетельность превратилась в насмешку над самой идеей милосердия. Приют для бедняков, рабочий дом в большинстве приходов превратился на настоящую тюрьму, на место невыразимых страданий. Тягчайшей в этих условиях была судьба детей. Впрочем, чтобы освободить приход от лишних хлопоты и затрат, заинтересованная и жестокая надсмотрщица «детской фермы» миссис Менн и тупой служака, приходский сторож Бамбл, и чтимые члены опекунского совета, которые готовы были передать Оливера садисту-трубочисту, который замучил уже не одного ребенка.

Жуткие сцены пребывания маленького Оливера в рабочем доме Диккенс сопровождает авторским комментарием, главная интонация которого - убийственный сарказм и ирония.

2. Словарная работа.

Учитель. Вспомним или выясним по словарю литературоведческих терминов, что такое сарказм и ирония

Ирония - скрытая насмешка, когда о каком-то явлении или лице говорится в положительном или даже в восхищенном тоне, а имеется в виду совсем противоположное.

С. Цвейг писал: «Ирония, будто солнечный луч, блестит в его книгах, предоставляет их скромному ландшафту внезапной ясности и безграничной обворожительности, наполняя его тысячами невероятных чудес; тепло этого доброго огонька делает все более живым, более возможным, и даже притворные слезы сияют, словно бриллианты, а маленькие страсти пылают, будто настоящий пожар. Ирония Диккенса поднимает его творчество на такую высоту, где она неподвластна течению, где она становится вечной».

Сарказм - особенно донимающая разоблачительная насмешка, проявление крайней ненависти и презрения к изображаемым явлениям и людям. Сарказм близок к иронии, но не имеет переносного (скрытого) значения, выражается более прямо. Кроме того, для сарказма характерно объединение смеха с горечью и злостью. Он направляется большей частью на явления опасные, отрицательные.

Например, вслед за репликой джентльмена в белом жилете, который удивляется от того, что Оливер плачет, звучит авторское язвительное замечание: «И в самом деле - очень удивительно! И почему этот мальчик плачет?». Кому-то из современных читателей, возможно, такие формы авторского вмешательства в текст могут показаться чрезмерными, лишними. Для Диккенса же они целиком естественные и потому, что это литературная норма его эпохи, и потому, что они как можно лучше соответствует его впечатлительному характеру. Автор не может спокойно наблюдать, как совершается зло.

3. Выполнение задач поисково-исследовательского характера.

Учитель. Подберите примеры иронии и сарказма в тексте, выясните их роль для раскрытия идеи романа. (Например, «После этого молодые джентльмены с колыбелями в зубах обступили Оливера и начали крепко сжимать руки, а особенно ту, в которой он держал свой узелок» - «молодые джентльмены» - это дети-воры, ученики старого Феджина (автор иронизирует), и др.).

4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

В чем специфика изображения Диккенсом разных общественных слоев Англии 30-х годов XIX ст.?

Ожидаемые ответы

В резком делении на положительных и негативных.

В открытой авторской позиции относительно изображаемых явлений.

В широком использовании иронии, сатиры и сарказма.

В направленности на моральное воспитание общества.

5. Определите характерные особенности произведения Ч. Диккенса

Ожидаемые ответы

• Исследование причин и условий формирования характеров, раскрытие личности персонажей через взаимоотношения с другими людьми, выявление «сокровенных» и «явных» причин их поступков.

• Внимание к внутреннему миру героев и вместе с тем тенденция к их схематизации, гротескному шаржированию, к покорению характера персонажа определенной идее.

• Подчеркивание противопоставления доверчивых, добрых душ злым, отрицательным (или двум началам в душе).

• Использование иронии, сатиры, гротеска.

• Детальные описания внешности персонажей, их жилья, языка, деталей быта.

• Насыщенность рассказа символами; одухотворение мира вещей, связанных с воспоминаниями, переживаниями героев.

6. Творческая задача.

Учитель. Продолжите историю Оливера Твиста при условии:

А) его не приняли в доме миссис Мейли;

Б) не открылась тайна его рождения;

В) мистер Браунлоу не принял участия в судьбе Оливера.

V. Домашняя задача.

Подготовиться к контрольной работе.

VI. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• Индивидуальный стиль писателя Диккенса кажется мне…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Приключения Оливера Твиста > Специфика изображения меткость характеристики разных общественных слоев Англии 30 х годов ХIХ ст в романе «Приключения Оливера Твиста»