👍Сочинение Художественное воплощение идеи гуманизма в романе Ч Диккенса «Приключения Оливера Твиста» Приключения Оливера Твиста
Художественное воплощение идеи гуманизма в романе Ч Диккенса «Приключения Оливера Твиста» - сочинение

Сочувствие писателя к униженным и обездоленным, прежде всего детям. Социальная действенность творчества Диккенса.

Цель: помочь ученикам осознать содержание произведения, его идейно-художественные особенности, общественную значимость; развивать навыки наблюдения над текстом художественного произведения, выделение ключевых эпизодов, их комментирование; воспитывать гуманистическое мировосприятие, уважение к морально-этическим ценностям человечества.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Не только наблюдательный ум, а и... любовь, которой он, по собственному высказыванию, «носил целый океан» в себе, помогли ему описать всю Англию в живых, бессмертных картинах и образах»,- писал о Чарльзе Диккенсе известный русский писатель И. Гончаров. Именно любовь к бедным, обездоленных людей, которые, вопреки всем испытаниям судьбы, сохранили в себе человеческую душу, побуждали Диккенса взяться за перо и так написать, что по его книгам даже парламент вынужденный был постановлять решение.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Рассказ о жизненном и творческом пути Ч. Диккенса.

2. Составление «сюжетной цепочки» по роману «Приключения Оливера Твиста».

Ожидаемый результат.

Рождение Оливера Твиста в рабочем доме, борьба за жизнь, смерть матери -> голодное существование детей, их «бунт» - Оливер просит добавки пищи -> суд отказывается отдать мальчика трубочисту, который уже замордовал нескольких детей -> Твиста отдают в батрачество к гробовщику Соуерберри -> потасовка с Ноем Клейполом из-за оскорбления памяти матери -> бегство Оливера в Лондон -> мальчик знакомится с уличным вором Джеком Даукинсом, и тот отводит его к старому вору Феджину -> Оливер учится красть -> ограбление ребятами старика джентльмена с книгой -> Оливера хватают, бьют и отводят в суд -> владелец книжной лавочки заступается за мальчика -> Твиста освобождают, он теряет сознание, и мистер Браунлоу, которого якобы пограбил Оливер, забирает его домой -> о Оливере Твисте в доме Браунлоу заботятся, как никто и никогда в жизни, лечат -> чтобы отблагодарить своих спасателей, он выполняет разные поручения -> когда Оливер относит деньги за книгу в лавочку, его с помощью Нэнси хватают и приводят к Феджину, который боится, что мальчик может их выдать -> вор Сайкс планирует ограбить дом в Чертси и на помощь берет Оливера, который должен был пролезть в форточку и открыть двери -> поднимается шум, ограбление не удается -> раненного Оливера воры бросают в канаве -> мальчик доползает к дому, в нем узнают грабителя, но предоставляют ему приют и помощь -> врач Лосберн спасает мальчика от тюрьмы -> Оливер живет у мисис Мейли и Розы, прощенный и окруженный любовью -> болезнь Розы и переживания Оливера -> наблюдение за мальчиком незнакомцев -> история Гарри и Розы -> бракосочетание сторожа рабочего дома мистера Бамбла с надзирательницей мисис Корней -> мистер Монкс забирает у миссис Бамбл золотой медальон и золотое обручальное кольцо, которые раскрывают тайну рождения Оливера Твиста, и выбрасывает их -> Нэнси встречается с Розой и рассказывает ей о Монксе и Феджине, об их коварных намерениях против Оливера -> Оливер встречается с мистером Браунлоу и объясняет свое исчезновение -> Ной и Шарлотта, прислужники гробовщика, убегают в Лондон и попадают к ворам -> Проноза попадает в тюрьму -> Ной Клейпол по поручения Феджина следит за Нэнси на мосту -> Сайкс убивает Нэнси и убегает -> мистер Браунлоу разговаривает с Монксом, сыном давнего друга, который преследовал своего брата Оливера, чтобы не делиться наследством, и тот под давлением доказательств сознается в преступных намерениях -> гибель преступника Сайкса и его пса -> Гарри, сын миссис Мейли, отказывается от роскошей, становится сельским священником и вступает в брак с Розой -> вор Феджин попал в тюрьму и был казнен -> супруги Бамбл лишились должностей, и они обеднели, дойдя до того же самого рабочего дома -> Роза, которая оказалась теткой Оливера, взялась за его воспитание и создала для него настоящий семейный уют.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

Слово учителя.

В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс чуть ли не впервые в английской литературе лишил преступный мир любой романтики. Тем и отличалась его интерпретация от популярных в то время приключенческих «ньюгейтских» романов (Ньюгейт - знаменитая лондонская тюрьма) и историй о благородных разбойниках, какими изображали их некоторые писатели. В предисловии к третьему изданию романа Диккенс писал, что сознательно отказался от резвых коней, которые мчатся вересовой равниной под лунным сиянием, от изображения вкусных трапез в уютной пещере и от других аксессуаров романа «большой дороги»: «Холодные, серые, ночные лондонские улицы, где не найдешь приюта, грязные, вонючие логова, где живут все пороки; логова голода и болезней; жалкие лохмотья, которые вот-вот рассыплются,- что в этом привлекательного?». Литературным критикам казалось недопустимым, даже неприличным, что среди героев романа - подонки общества. Но автор «Приключений Оливера Твиста» упрямо защищал свое право изображать воров во всей их уродливости, такими, какими они были на самом деле: «И потому я не прятал ни одной дырки в сюртуке Проныры. Я совсем не верил в деликатность тех, кому не под силу их видеть. Я не желал приобретать благосклонности таких людей. Я не уважал их мысли, хорошей или плохой, не стремился их одобрения и не для их утехи писал».

Да, Диккенс писал не ради развлечения обывателя, который скучает. Изобразить жизнь такой, какой она есть, означало для него послужить обществу. Эти ожидания осуществились. Искреннее слово молодого прозаика помогло внести изменения в закон о заключении за долги, а страшную тюрьму Флит, лондонская власть разрушила-таки в 1842 году. Сатирическое изображение порядков в йоркширских частных школах («Жизнь и приключения Николаса Никлби») вызвало специальное расследование, которое подтвердило факты жестокого издевательства над детьми. Дело в том, что по английским законам «любой человек, который доказал свою непригодность к какой-то другой профессии, имел право без экзаменов и без проверки открыть школу в любом месте... причем йоркширские учителя занимали наиболее низкую ступень ступенек». Виновников подвергли наказанию и предприняли шаги, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем.

Слово Диккенса побуждало и к ревизии приходских порядков, и к пересмотру устаревших норм судопроизводства.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Прием «Подбери эпитет».

Учитель. Выберите из предложенных слова, которые характеризовали бы гуманизм произведений Диккенса: утопический, действенный, отстраненный, сомнительный, воинствующий, всепрощенский, идиллический. Свой выбор обоснуйте.

VII. Домашняя задача.

Ознакомиться с содержанием произведения, охарактеризовать время и общество, которые изображены в нем.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

Ознакомившись с сюжетом произведения Диккенса «Приключения Оливера Твиста», я...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Приключения Оливера Твиста > Художественное воплощение идеи гуманизма в романе Ч Диккенса «Приключения Оливера Твиста»