Америка в зеркале сатиры Марка Твена «Приключения Тома Сойера» «Приключения Гекльберри Финна») - сочинение

1.	Рассказы, высмеивающие американскую действительность.
2.	Объект иронии автора — «простак».
3.	Бунтарь Том Сойер.
4.	Сбывшиеся мечты свободолюбивых парней.
5.	Конфликт Гекльберри Финна с «демократической» Америкой.
6.	Плот изгоя общества.
7.	Товарищи по несчастью (Гек и Джим).
8.	Лучшее произведение Марка Твена.
Юмористические рассказы Марка Твена переносят читателя в особый мир, где все бурлит и клокочет, все буйствует. Писатель как бы высвобождает скрытую энергию жизни,  
обнаруживая ее не только в одушевленных, но и неодушевленных предметах. Твену, бесспорно, нравится это непрерывное кипение жизни, этот веселый задор, раскатистый смех. В лице юмориста народная Америка — живая, здоровая, непосредственная. На ранней стадии своего творчества Марк Твен еще не до конца осознал глубину пропасти, отделявшей эту Америку простых людей от другой Америки — стяжателей и лицемеров. Но ростки бунтарских настроений уже пробиваются в его веселых рассказах.
В самой манере Твена видеть вещи и говорить о них заключался вызов ханжеской, лицемерной морали американского обывателя. В рассказах Твена лягушка «дергает плечом наподобие француза», переворачивается, как оладья на сковородке, карманные часы отдают, как дедовское ружье». Поразительная наблюдательность, предельная острота его поэтического видения проявляются во внимании к деталям, в стремлении к подробному и точному их воспроизведению.
В ранних рассказах Твена «простак» был фигурой отчасти опасной для «американского образа жизни». Его взор проникал в скрытые глубины общественной жизни США. Попеременно становясь то незадачливым претендентом на пост губернатора («Как меня выбирали в губернаторы»), то робким, доверчивым сотрудником буйной американской прессы («Журналистка в Теннеси»). «Простак» в соответствии с привилегией дураков, шутов и клоунов выбалтывал горькие истины относительно отечественных порядков. Сам того, по-видимому, не замечая, он говорил о продажности прессы, о комедии выборов, о засилье шарлатанства и невежества («Как я редактировал сельскохозяйственную газету»).
Картина, которая создавалась из многообразия наивных впечатлений «простаков», была несовместима с официальной концепцией относительно совершенств американской цивилизации. Пропущенные сквозь естественное сознание «простака», впечатления американской жизни создавали представление о противоестественности господствующего порядка вещей, о стране, в которой все поставлено на голову. Все с большей определенностью Твен утверждает, что насилие над здравым смыслом, над естественной природой вещей является законом духовной, интеллектуальной жизни Америки. «Простак» Твена — фигура условная и смехотворная. На нем нередко лежит отпечаток «идиотизма» современной жизни с ее извращенным порядком вещей. Объект иронии автора — «простак» — далеко не всегда выступает в роли положительного героя. Иначе обстоит дело с персонажами детских книг. В них воплотились чаяния и стремления самого Твена. Их образы возникли из стремления писателя взглянуть на мир глазами чистого, неиспорченного человека и понять глубокое несоответствие между естественностью и реальностью.
Этот конфликт между естественными началами жизни и убогой мещанской моралью в произведении «Приключения Тома Сойера» приобретает конкретное психологическое содержание. Он оборачивается конфликтом между живым, здоровым мальчиком-сорванцом и противостоящим ему миром взрослых, скучных людей, с их религией, воскресной школой, с нудно-дидактической системой школьного образования, с их ложью, фальшью и лицемерием. Оплеухи, затрещины сыплются на Тома Сойера на протяжении всего романа. Наряду с физическими методами принуждения существуют и духовные: воскресная школа с зубрежкой, утомительным повторением прописных истин, да и вся система школьного образования, рассчитанная на то, чтобы здоровых детей превратить в законченных тупиц или хитрых маленьких лицемеров.



Мальчики из приличных семей втайне завидуют бродяге Геку Финну, который волен делать все, что захочет, не считаясь ни с какими запретами и ограничениями. Живописная фигура маленького бродяги, с его лохмотьями, трубкой и независимым образом жизни, встает со страниц романа как живое олицетворение той большой, гуманистической темы свободы, которую Твен кладет в основу своего произведения. Озорник и бунтарь, Том Сойер пользуется расположением автора именно потому, что, инстинктивно отметая от себя все, способное заглушить свойственное ему чувство жизни, остается внутренне свободным. Проповеди священника, назидания учителей воскресной школы, розги педагогов и наперсток тетушки Поли не затрагивают его внутреннего мира, и он сохраняет всю живую естественность своих чувств. Глядя на мир глазами Тома, читатель вместе с героем романа открывает его заново, обнаруживая в нем какое-то живое и неожиданно яркое содержание. Атмосферой свежести и поэзии овеян эпизод, рассказывающий о пребывании мальчиков на острове Джексон, где они, освобожденные от всех утомительных и докучных обязанностей цивилизованных людей, живут единой жизнью с природой. Роман «Приключения Тома Сойера» — это гимн человеку, гимн чудесной природе, гимн простой здоровой жизни, богатой яркой, глубоко поэтической. Именно поэтому Тому и Геку Марк Твен вручает клад, обладателями которого недостойны стать своекорыстные, жадные взрослые люди. Вся история с обретением клада дает прямое подтверждение правоты Тома и Гека, обосновывает правомерность их жизненной позиции. Они нашли клад, потому что хотели его найти и верили в его существование. Разве вся эта история не доказывает со всей непреложностью, что в жизни возможны чудеса и что увидит их только тот, кто в них верит? Всей логикой своего романа, всей системой его художественных образов Марк Твен подводит читателя к мысли, что жизнь может быть чудесной, увлекательной, что чудеса существуют. Пережив множество изменений и перевоплощений, твеновский «простак» вступил в одну из самых значи тельных стадий своего существования. В «Приключениях Гекльберри Финна» он стал социально определенной личностью. Все обычные черты этого характера: здравый смысл, наивность и бесхитростность чувств и мыслей в сочетании с изрядной долей хитрости и плутовства, его житейская мудрость и детское простодушие, приобрели четкую социальную основу, став свойствами человека из народа. Конфликт Гекльберри Финна с «демократической» Америкой — это конфликт социальный, приобретающий в романе четкое, реалистическое сюжетное выражение. Человек из народа, свободный от многих предубеждений буржуазного мира, он видит вещи по-иному, чем окружающие его люди, и бесхитростной, наивной форме рассказывает о своих жизненных впечатлениях. Его воспитательницей была сама жизнь. Сделав Гека трезвым реалистом и практиком, она избавила его от многих иллюзий, в том числе и детских. Обеими ногами он стоит на земле и, не ожидая помощи ни от кого, с недетским мужеством встречает испытания, уготованные ему судьбой. Плот, на который переселяется мальчик, — не только временное пристанище. Это сама его жизненная позиция, позиция изгоя, созерцающего мир со стороны, с просторов Миссисипи. К плоту, плывущему по Миссисипи, Америка как бы невольно поворачивается своей оборотной стороной. Интуитивно восставая против буржуазной морали, Гек не может отвергнуть ее до конца. Постепенно нарастая в ходе развития романа, внутренняя психологическая установка Гека достигает вершины в момент кульминации, смыкаясь с одной из главных линий — историей негра Джима. Это второй герой книги, проданный своей владелицей мисс Уотсон в низовье Миссисипи, бежит и, скрываясь от преследующего его закона, становится спутником и другом Гека. Спасая Джима, Гек сам оценивает свое поведение как греховное и преступное. И в то время как голос долга грозно повелевает Геку выдать Джима, голос его сердца настойчиво на поминает ему о доброте Джима, о его самоотверженности, о его трогательной привязанности к Геку. Товарищи по несчастью, связанные общностью своей социальной судьбы, по-братски помогают друг другу. Преодолевая бесчисленные препятствия в мучительной борьбе со всем миром и самим собою, Гек Финн спасает беглого негра от преследующей его своры работорговцев. Этих двух людей не разделяют искусственные преграды, расовые и сословные предрассудки не стоят между ними. Та подлинная демократия, которой нет приюта во всей «демократической» Америке, находит прибежище на маленьком плоту, плывущем по Миссисипи. Только здесь и существуют отношения социального равенства и национального дружелюбия. Писатель считал «Гекльберри Финна» одним из сильнейших своих произведений. Мне кажется, что это пристрастие автора к своему роману вполне объяснимо: ни в одном из его произведений не отразились так полно сокровенные мысли и чаяния писателя.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Приключения Тома Сойера > Америка в зеркале сатиры Марка Твена «Приключения Тома Сойера» «Приключения Гекльберри Финна»)