Перед ликом священной природы - сочинение

шевный голос Пришвина. Писателя с наслаждением читали, откликались на его прекрасные и мудрые гимны родине, народу. Творческий путь Пришвина сложен и противоречив. Были у него свои росстани, годы странствий, сомнений. Однако чувство исключительной уверенности в жизненной силе природы не давало ему уйти от главной в его писательской судьбе темы.
Определенное представление об идейно-эстетичес- ких взглядах Пришвина можно составить по его книге «Родники Берендея». Десять лет спустя писатель дополнил ее еще тремя главами и назвал «Календарь природы». Это действительно книга о природе, о ее красоте и величии. Сам писатель назвал ее действительными записками под диктовку весны, связанными только силой движения в природе, которое вызывает ответное движение в душе человека. Писатель опирался на фенологическую программу и вел записи в строгом соответствии с требованием науки. Точные наблюдения изменений в природе переплетаются с событиями личной жизни, рассказами об интимных встречах, поездках, рождении литературных замыслов. Главный герой в книге — это не повествователь, не его персонажи: крестьяне и ученые, а земля, наблюдаемая с родственным вниманием глазами ученого и поэта. «Героем моего рассказа пусть будет сама земля», — писал Пришвин. Сюжет произведения представляет собой историю земли, заключенную в замкнутый временной цикл: весна, лето, осень, зима. Эпическое в поэме прослеживается в непрерывной смене картин жизни природы. Переживания и раздумья автора создают лирическую атмосферу повествования. Вставные новеллы о жизни людей, животных, лирические прелюдии — все служит раскрытию единого замысла: прославлению внимания к живой и мертвой природе. В проповеди родственного  
момента, то прошлого, воссозданного в воспоминаниях персонажей и повествователя. Вставная новелла о мудром леснике Антипыче является своего рода ключом к пониманию авторской позиции. Лесник любил посмеяться над юными охотниками, лазавшими по болоту со всем снаряжением, и советовал им голенькими ходить. Пришвин приводит нас к мысли, что надо любить природу, бережно и рационально относиться к ней, и тогда она сама раскроет перед нами свои богатства. Ведь и растения, и животные, так же как и сами люди, являются частью природы. Именно поэтому Пришвин рисует их такими мудрыми. Вспомним собаку Травку. Она очутилась перед мальчиком, потому что побежала за зайцем. Но на охоту ее погнал не голод, а тоска по Антипычу. Воспоминания же нахлынули на собаку тогда, когда застонали под ветром сросшиеся деревья: «...У деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Митраша спасается при помощи собаки. Рядом с добрыми силами действуют и злые. Злейшим врагом человека в сказке является волк по кличке Серый помещик, потому что он заботится только о себе. Отступление о волчьем вое является предупреждением. Художник учит нас видеть зло в природе и обществе и бороться с ним. Пришвин осуждает человека, обреченного на гибель собственной злобой.
И все же человек у Пришвина остается венцом живой природы, но он должен быть милосердным и внимательным. В сказке-были звучит гимн людям: «Бывает, наклонишься к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь-то весь человек, большой, прекрасный... из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь как в зеркало... И так он прекрасен там в зеркале, со всею природой, облаками, лесами...» Человек и природа всегда должны быть едины и неразрывны — этому и учит нас Пришвин.



Почти полвека в русской литературе звучал задушевный голос Пришвина. Писателя с наслаждением читали, откликались на его прекрасные и мудрые гимны родине, народу. Творческий путь Пришвина сложен и противоречив. Были у него свои росстани, годы странствий, сомнений. Однако чувство исключительной уверенности в жизненной силе природы не давало ему уйти от главной в его писательской судьбе темы. Определенное представление об идейно-эстетичес- ких взглядах Пришвина можно составить по его книге «Родники Берендея». Десять лет спустя писатель дополнил ее еще тремя главами и назвал «Календарь природы». Это действительно книга о природе, о ее красоте и величии. Сам писатель назвал ее действительными записками под диктовку весны, связанными только силой движения в природе, которое вызывает ответное движение в душе человека. Писатель опирался на фенологическую программу и вел записи в строгом соответствии с требованием науки. Точные наблюдения изменений в природе переплетаются с событиями личной жизни, рассказами об интимных встречах, поездках, рождении литературных замыслов. Главный герой в книге — это не повествователь, не его персонажи: крестьяне и ученые, а земля, наблюдаемая с родственным вниманием глазами ученого и поэта. «Героем моего рассказа пусть будет сама земля», — писал Пришвин. Сюжет произведения представляет собой историю земли, заключенную в замкнутый временной цикл: весна, лето, осень, зима. Эпическое в поэме прослеживается в непрерывной смене картин жизни природы. Переживания и раздумья автора создают лирическую атмосферу повествования. Вставные новеллы о жизни людей, животных, лирические прелюдии — все служит раскрытию единого замысла: прославлению внимания к живой и мертвой природе. В проповеди родственного остается все-таки прославление носителей добра и нравственной красоты. Крупицы добра рассеяны всюду. Художник обязан уметь их отыскать. Лучшие стороны национального характера, по мнению Пришвина, формирует природа родной страны. Под ее воздействием складывается духовный мир лирического героя поэмы «Календарь природы». Природа у Пришвина многогранна и неповторима. В пришвинском лесу тетерева бормочут, вода поет с переливами, дерево рычит, бекасы токуют, летящие лебеди разливаются гармоническим ладом. Звуковая гамма весеннего леса помогает художнику раскрыть настроение юности. В шорохе дождевых капель слышны печальные колыбельные песни. «Моросит дождик, мелкий, холодный. С высоких деревьев падают тяжелые капли на малые, с малых — на кусты, с кустов — на траву, с травы — на сырую землю. Во всем лесу шепоток стоит и выговаривает: мыши, мыши, мыши... Но тихо принимает в себя мать-земля все следы и напивается ими, все напивается...» Пришвин, как никто другой, любил и понимал природу. Но он не был только созерцателем, он всегда выступал в ее защиту. Природа для писателя священна, и человек ответственен перед ней. Только разумное отношение к природе поможет нам сохранить ее красоту и приумножить ее богатства.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пришвин > Перед ликом священной природы