Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера» Сатирическое изображение в повести английской действительности XVII ст - сочинение

Цель:  ознакомить учеников с личностью и творчеством Дж. Свифта; показать его значение для мировой литературы и ознакомить с историей создания повести «Путешествия Гулливера», совершенствовать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет Дж. Свифта, выставка его произведений, иллюстрации к разным изданиям книг Свифта.

Словарная работа: сатира, памфлет.

    Воспитательная проблема: можно ли усовершенствовать человека?
    Я пишу не ради славы. Единственная моя цель - благо общества.
    Дж. Свифт.

Ход урока.

I.          Актуализация опорных знаний.

Беседа.

•          С какой приключенческой литературой вы познакомились в 6-м классе?

•          Вспомните понятия: комическое, ирония, сатира.

II.        Изучение нового материала.

Объявление темы, цели, эпиграфа урока. Знакомство с жизнью и творчеством Свифта.

Учитель. В каждом столетии люди старались найти абсолют существования, который бы сделал жизнь счастливой. В ХVII ст., которое называют эпохой Просвещения, Ума и Науки, считали, что нашли рецепт счастья. И этот рецепт - в образованности, воспитании. Ведь сила науки, умноженная на возможности человеческого ума, способна изменить мир и лишить человечество от злоключений, болезней и тяжелой работы. Тогда много кто с оптимизмом смотрел в будущее человечества, веря в прогресс и цивилизацию. Но по-настоящему мудрые люди всегда сомневались в простоте такого рецепта, а потому от высоких мечтаний и надежд часто впадали в боль и отчаяние от глупости человечества. Из последних можно назвать и Джонатана Свифта. Иногда его называли мизантропом (человеконенавистником), но он стремился к одному: чтобы человечество посмотрело на себя со стороны и совершенствовалось.

Семья и образование.

Родился Свифт 1667 г. в Ирландии, в г. Дублине, в семье бедного служащего-англичанина. Отца Джонатан не знал, так как тот умер еще до его рождения. Мать не имела возможности содержать сына и вынуждена была отдать его на воспитание родственникам. Свифт получил хорошее образование: сначала закончил школу и колледж, потом богословский факультет Дублинского университета. Закончив университет, в поисках лучшей судьбы способный юноша отправился в Лондон. Там ему повезло устроиться секретарем к одному уважаемому лорду, который отошел от большой политики и перебрался к своему загородному имению. Годы секретарства были для Свифта настоящей школой. Он имел возможность пользоваться богатой библиотекой, общался с вельможами, которые посещали хозяина. Свифт оказался в эпицентре интеллектуальной жизни страны.

Начало творческой деятельности.

Именно здесь началась активная литературная деятельность Свифта. В 1692 г. ему присуждают степень магистра искусств в Оксфорде. Наиболее популярными становятся его памфлеты «Война книг», «Сказки бочки», «Письма суконщика». По семейной традиции в 1695 г. Свифт принял сан священника и получил приход в Ирландии, но его больше интересовала политическая и литературная деятельность.

Политическая ситуация в Англии.

Тогда в Англии было две партии: тори и виги. Современному человеку тяжело понять, чем они отличались друг от друга, но в то время соперничество между ними было непримиримым. Столбцы газет превратились в настоящее поле боя. Особой популярностью пользовались памфлеты - небольшие публицистические произведения сатирического направления на злободневную тематику. Дж. Свифт скоро стал самым влиятельным памфлетистом Англии.

Главным политическим событием того времени была война Англии и Франции, которая обескровливала обе страны. Эту войну одобряли виги, тори были против, и их политику поддерживал в своих памфлетах Свифт. Его считали даже «золотым пером» партии, а в народе еще долго Утрехтский мир между Францией и Англией называли «Свифтовским». На короткое время писатель стал одним из самых влиятельных политиков страны. Но вместо благодарности от лидеров тори он получил ссылку в виде должности настоятеля храма Святого Патрика в Дублине.

Жизнь в Ирландии.

В Ирландии Свифт всю силу своего таланта публициста-сатирика вкладывает в памфлеты, которые призваны разбудить у ирландцев чувство собственного достоинства и привлечь внимание власти к их проблемам. Он имел такой высокий авторитет среди ирландцев, что его портреты выставлялись на улицах Дублина, а когда его хотели арестовать, то наместник короля писал, что для этого нужно будет десятитысячное войско.

Последнее десятилетие творческой деятельности великого сатирика было преисполнено вдохновенной работой. Он писал памфлеты, поэзии политического содержания. Дж. Свифт прожил знаменитую жизнь. Его любил ирландский народ и называл своим защитником. На надгробии Свифта слова, написанные им самим:

    Здесь покоится прах Джонатана Свифта,
    Декана этого кафедрального собора,
    И жестокое негодование не может уже терзать его сердце.
    Иди, путник, и подражай, если можешь,
    Ревностному поборнику дела мужественной свободы.

История написания романа «Путешествия Гулливера».

В 1726 г. в Дублине Свифт написал роман, который увековечил его имя: «Путешествия в разные далекие страны мира Лемюэля Гулливера, сперва врача, а потом капитана нескольких кораблей».

4 части романа:

•          часть 1 — герой в стране лилипутов;

•          часть 2 — в Бробдингнезе среди великанов;

•          часть 3 — герой посещает летающий остров Лапуту и землю Струльдбрусов;

•          часть 4 — остров гуингмов, благородных коней.

Задачи, которое ставил Свифт при написании романа.

«Главной целью каждого путешественника должно быть воспитания ума и добропорядочности своих соотечественников с помощью хороших или плохих примеров из жизни чужих стран».

 Объект изображения в романе:

•          Известные политики, придворные и даже сам король;

•          Пародия на романы-путешествия и тогдашнюю политическую ситуацию Англии;

•          Пародия на бессмысленную войну между Англией и Францией;

•          Сатирическое изображение двух враждующих партий английского парламента;

•          Вместе с тем Свифт дает и советы, которые являются главными в жизни общества.

II.        Коммуникативный этап.

Усвоение изученного.

Беседа.

•          В какое время жил и создавал Свифт?

•          Какую цель ставил в своих памфлетах писатель?

•          Как отреагировали однопартийцы на его политические победы?

•          Почему ирландцы избрали Свифта почетным гражданином Дублина?

•          Какие добродетели, по вашему мнению, были присущи Дж. Свифту?

III.       Работа с текстом.

Обработка первого раздела первой части повести «Путешествие в Лилипутии»

1.         Выразительное чтение текста.

2.         Погружение в текст.

•          Что вам известно о семье и роде занятий Гулливера? Как он оказался на судне «Ласточка»?

•          Перескажите, что произошло с Гулливером, когда он после гибели корабля проснулся на суше?

•          Почему Свифт так детально описывает порабощение героя? Какой эффект он этим достигает?

•          Перечитайте, как Гулливера кормили. Какую реакцию вызвал его аппетит у туземцев?

•          Как героя перевезли к императору? Что нам сообщает автор о развитии математики и механики у туземцев? Как это соотносится со временем, когда жил сам Свифт?

•          Где поселили Гулливера? Почему?

•          Вспомните, какие виды комического вы знаете. Какой вид комического применяет автор в этом разделе? Мысль аргументируйте.

IV.       Итог и обобщения.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Путешествие Гулливера > Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера» Сатирическое изображение в повести английской действительности XVII ст