Сатирическое изображение государственного устройства законов и обычаев Лилипутии в повести Дж Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» - сочинение

Цель:  учить понимать особенности сатиры и аллегории, направленных на изобличение социального устройства Англии XVIII ст.; совершенствовать умение пересказывать и анализировать текст, подтверждать свою мысль цитатами; оказывать содействие воспитанию отрицательного отношения к человеческим и общественным недостаткам.

Оборудование: иллюстрации к роману, выставка ученических работ.

Форма работы: работа в группах, исследование текста.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учеников.

•          Какую цель ставил Дж. Свифт при написании романа «Путешествия Гулливера»?

•          Какой основной художественный прием применяет автор?

ІІ. Работа над основным содержанием урока. Погружение в мир автора, текст как особый мир.

Работа в группах.

Группа 1.

Тема исследования: Сатирическое изображение императорского двора Лилипутии (ІІ и ІІІ разделы).

Цель: исследовать особенности изображения императора и его подчиненных, оценить приказы и указания императора относительно Гулливера; художественные приемы и их идейная нагрузка.

Вопросы для исследования:

•          Чем император отличался от подчиненных, так что «вызвал среди них почтительный трепет»? Какой художественный прием использует автор при этом сравнении?

•          Подумайте, имел ли император основания не давать свободу Гулливеру (вспомните гуманное отношение Гулливера к преступникам)?

•          Почему император приказал обыскать Гулливера? Дайте оценку этому поступку императора. Можно ли его считать государственной необходимостью? Почему?

•          Позволил ли Гулливер себя по-настоящему обыскать? Как с этой точки зрения выглядит детальное описание туземцами найденного в карманах героя? Какой художественный прием использует Свифт?

•          Что вы узнали о развлечениях туземцев? Каким образом можно получить высокую должность при дворе? Какие правила английского двора высмеивает Свифт?

•          Прокомментируйте, на каких условиях освободили Гулливера. Можно ли эти условия считать унизительными? Почему?

Группа 2.

Тема исследования: «Сатирическое изображение внешней и внутренней политики Англии через призму государственной политики Лилипутии».

Цель: проследить, как через сатирическое изображение политической ситуации в Лилипутии Свифт мастерски высмеивает современную ситуацию в Англии. Художественное мастерство автора.

Вопросы для исследования:

•          О каких двух бедах рассказал Гулливеру главный секретарь в тайных делах Релдресел?

•          Какая причина вражды двух партий тремексенов и слемексенов?

•          Что стало причиной вражды Лилипутии с государством Блефуска?

•          Какие потери принесла война?

•          Почему невозможно примирение государств?

•          Что автор говорит о трактовании этой проблемы Святым писанием? Какая цель этого упоминания о священном тексте?

•          В чем парадоксальность и бестолковость злодейств империи лилипутов?

•          Докажите, что политическая ситуация Лилипутии является едким высмеиванием политики Англии XVIII ст. Какой художественный прием использует Дж. Свифт для достижения своей цели?

3 группа.

Тема исследования: исследовать изображенные Дж. Свифтом законы и обычаи Лилипутии.

Цель: проанализировать законы и обычаи Лилипутии, выяснить, что высмеивает автор, о чем заставляет задуматься, какие художественные приемы использует для воплощения своего замысла.

Вопросы для исследования.

•          Какое отношение закона к лживым доносчикам и мошенникам?

•          Как изображалось правосудие у лилипутов? Объясните его символику.

•          Можно ли достичь добродетелей, рассчитывая на вознаграждение? Мысль обоснуйте. Вспомните библейскую заповедь: пусть твоя левая рука не знает, что делает правая. Взгляните на такую ситуацию с точки зрения этой установки.

•          Как отбирались служащие на государственные должности? Какое ваше отношение к такому отбору?

•          Проанализируйте описание общественных воспитательных учреждений. Над чем заставляет задуматься автор, описывая учреждения воспитания?

ІІІ. Итоги и обобщения.

Беседа.

1.         Какие проблемы государственного устройства поднимает Свифт в повести?

2.         Возможно ли, по вашему мнению, решение этих проблем?

3.         Лишь Англию имел в виду писатель, описывая Лилипутию?

Творческая работа.

Уровень 1.

Почему Джонатан Свифт, «окинув взглядом человечество, пришел в ужас»? (на примере рассказов о Лилипутии).

Уровень 2.

Как вы понимаете слова Свифта, что свою главную цель он видел в том, чтобы обидеть людей, а не развлекать их?

Уровень 3.

Напишите произведение-миниатюру «Каким должно быть идеальное государство».

IV. Домашняя задача.

1.         Выписать цитаты к образу Гулливера. Составить план-характеристику героя.

2.         Найти примеры иронии и сатиры в романе.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Путешествие Гулливера > Сатирическое изображение государственного устройства законов и обычаев Лилипутии в повести Дж Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера»