Сочинения > Путешествие Гулливера > Уроки Джонатана Свифта в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера»
Уроки Джонатана Свифта в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера» - сочинение


Сатирическое изображение государственного устройства, законов и обычаев Лилипутии в повести Дж. Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера»
Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэля Гулливера». Сатирическое изображение в повести английской действительности XVII ст.
Путешествие Гулливера (по одноименному роману Д. Свифта)



Цель:  совершенствовать навыки анализа текста, учить учеников давать характеристику персонажа, продолжать формировать навыки выразительного чтения.

Формы, методы работы: групповая работа, работа с текстом, раздумья, творческая работа.

    Все в мире относительное, кроме моральных ценностей.
    Античное выражение.

Ход урока.

I.          Актуализация опорных знаний.

Микрофон.

•          Что в тексте вам больше всего понравилось, увлекло?

•          С помощью каких художественных средств Свифту удалось, по вашему мнению, больше всего заинтересовать читателя?

•          Представьте, что вы советуете прочитать книгу «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта своему другу. Какие бы аргументы вы привели?

II.        Погружение в художественно-образный мир текста.

Объявление темы, цели, эпиграфа урока.

Слово учителя.

Почему же и сегодня нам интересно читать роман Свифта? Изменилось ли человечество со времен писателя? Открывает и разоблачает ли автор вечные ошибки человечества? А может, к сожалению, и законы существования?

После первого впечатления сказочности приходит понимание, что это произведение о человеке и обществе. Современники Свифта сразу поняли аллегорию произведения. Мужественного Гулливера, окруженного неблагодарными лилипутами, они сравнивали со Свифтом при английском короле среди бесконечных распрей, интриг придворных и политиканов.

Итак, Гулливер имеет много общего с самим автором. Какой же он, главный герой, глазами которого мы оцениваем мир?

Конкурс на лучшее представление Гулливера.

Работа в группах по плану.

    Происхождение героя, образование.
    Причины путешествий.
    Гулливер на острове лилипутов:
    •          первая встреча и реакция;
    •          отношение к местным обычаям и языку;
    •          отношения с императором на протяжении пребывания на острове;
    •          действия относительно блефусцев во время войны;
    •          конфликт с властью;
    •          причины бегства с острова.
    Выводы: какие человеческие добродетели утверждает Свифт образом Гулливера; каким, по мнению автора, является настоящий дальновидный политик (после выступлений проводится взаимное оценивание).

ІІІ. Обобщение и осмысление прочитанного.

Клуб «Взгляд».

Между группами распределяются вопросы. Группа готовит свое объяснение и комментарий, а другие группы анализируют и комментируют ответ.

Проблема 1.

Почему автор Гулливера сделал большим, а народ лилипутии - маленьким? Что дает такая модель сосуществования героев? Найдите такую же модель сосуществования в реальной жизни (например: родители - дети, учителя - ученики и т.д.). А на уровне Вселенной? Обязывают ли к чему-то такие отношения?

Проблема 2.

Почему Гулливер не воспользовался своей силой относительно лилипутов? Были ли у него иногда для этого основания? С какой целью автор приводит раздумья: «Признаюсь, что когда эти человечки бегали по моему телу сюда и туда, мне не раз хотелось схватить в горсть сорок или пятьдесят из тех, которые попались под руку, и бросить их на землю»? Мог ли герой, по вашему мнению, силой заставить лилипутов думать и жить иначе?

Проблема 3.

Можно ли народ лилипутии назвать мудрым? А почему Свифт наделяет их незаурядными способностями в области математики и механики? С какими идеями спорит автор в романе? А каков его взгляд на знания, усвоенные людьми? Как они соотносятся с мудростью, моралью, воспитанностью?

Проблема 4.

Что является важнейшим в жизни человека? О чем человек не должен забывать, даже при полной власти, чтобы не превратиться в лилипутов? Моральные ценности являются вечными или изменяются со временем? Как нарушалась мораль лилипутами ради власти, чинов? Почему моральные ценности высшие материальных?

IV.       Итоги и обобщения.

Филологический мастер-класс. Работа в парах.

•          Выпишите примеры комического из текста (2-3 примера на каждый вид). Определите вид комического.

•          Напишите советы, которые бы вы дали человеку, который приходит к власти (ссылаясь на мудрость Свифта).

Индивидуальная задача для творческих детей. Написать произведение-миниатюру «Чему научил меня Свифт?»

V.        Домашняя задача.

Выписать из текста цитаты поучительного содержания.

Похожие сочинения


Сатирическое изображение государственного устройства, законов и обычаев Лилипутии в повести Дж. Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера»
Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэля Гулливера». Сатирическое изображение в повести английской действительности XVII ст.
Путешествие Гулливера (по одноименному роману Д. Свифта)

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее