👍Сочинение Художественное изображение русского народа в произведении А Н Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Путешествия из Петербурга в Москву
Художественное изображение русского народа в произведении А Н Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - сочинение

1.	Творчество Александра Николаевича Радищева.
2.	Художественное изображение русского народа.
3.	Новаторство «Путешествия из Петербурга в Москву».
Александр Николаевич Радищев был первым писателем XVIII века, который попытался вникнуть «в существо социальных противоречий». Писатель родился в богатой дворянской семье. Он получил лучшее по тем временам образование: сначала курс университетской гимназии на дому, Пажеский корпус, далее Лейпцигский университет. Огромное значение в развитии мировоззрения Радищева имел его старший друг по университету Ф. В. Ушаков, который внушил писателю, что нужно не только иметь знания, но и применять их на практике. Радищев, еще будучи студентом, стал пробовать себя на литературном поприще. Высокообразованный человек прекрасно видел, что творится вокруг. Любое насилие и несправедливость вызывали в нем отвращение. А несправедливость он видел на каждом шагу: самодержавно-крепостнический строй был в полной силе. Писатель сочувствовал простому народу, что ярко проявлялось и в его произведениях. Наверное, самым знаменитым произведением Радищева стало его «Путешествие из Петербурга в Москву». Именно в ней автор рассказывает о современной ему России, о трудном положении ее народа.
В главе «Любани» происходит первая встреча с крестьянином, вынужденным работать в воскресение, поскольку в остальные дни он занят на поле помещика. Путешественник, будучи человеком проницательным, понимает, что работник сейчас трудится не на господском поле: «соху поворачивает с удивительной легкостию». Из диалога главных героев видно, каковы настоящие производственные отношения барина и его крепостного. В каждой главе автор показывает бесчеловечное отношение помещиков к своей собственности, то есть крепостным. Однако, несмотря на свое бедственное положение, народ у Радищева не является сломленной обстоятельствами жертвой. Именно простой люд несет в себе те высокие нравственные принципы, на которых держится Россия, хотя среди крепостных тоже иногда встречаются рабы не только по положению, но и по духу.
С первых строк книги «Путешествие из Петербурга в Москву» заметно сочувственное отношение автора к своим героям. Крестьяне выступают людьми рассудительными, обладающими чувством собственного достоинства, умеющими проявить сострадание к тем, кто находится в еще худшем состоянии, чем они. В главе «Едрово» Радищев создает привлекательный своей нравственной чистотой образ кре 



стьянской девушки Анюты. Она отказывается от бескорыстной помощи путешественника, обладая обостренным чувством чести и собственного достоинства. Писатель произвел пересмотр критериев женской красоты, любуясь чистотой и свежестью сельских красавиц. Автор заявляет, что идеал прекрасного можно найти только здесь: «взоры веселые, здоровье на щеках начертанное», «приятности» «без покрова хитрости». Красота тесно сопряжена с трудом, поскольку только у Тружениц «все члены» «круглы, рослы, не искривлены, не испорчены». Радищев как бы противопоставляет физическое здоровье и нравственную неискушенность выходцев из народа с моральной и физической деградацией дворянского сословия, представители которого не имеют ничего естественного. Писатель прославляет уникальную одаренность русского народа. Он показывает, насколько велик творческий потенциал простого человека. Народ очень музыкален, поэтому в какие бы ситуации он ни попадал, его всегда сопровождает песня, то хороводная и задорная, то грустная протяжная. Простые люди, по мнению Радищева, способны глубоко сопереживать и чувствовать музыкальные произведения, причем более тонко, чем их изысканные господа. Слушая слепого старика, поющего о разлуке своего героя, собравшиеся полностью преобразились: «жены возрыдали; со уст юности отлетела сопутница ее, улыбка, на лице отрочества явилась робость, неложный знак болезненного, но неизвестного чувствования». В произведениях русского фольклора автор видел прежде всего проявление души, характера народа. Радищев пытался постичь и раскрыть качества русского национального характера. В своем произведении он высказывал совершенно противоположные взгляды относительно мнения Екатерины II о русском народе. Русский люд воспринимался царицей покорным и религиозным исполнителем господской воли. Радищев открыл простого крестьянина совершенно с другой стороны: «Посмотри на русского человека; найдешь его задумчивым. Если захочет разогнать скуку или, как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву». Писатель не только ратовал за экономическое и политическое освобождение народа, но желал, чтобы народ сам почувствовал себя морально освобожденным. Произведение Радищева является новаторским в плане своих антифеодальных идей. Многие современные литературоведы считают, что в книге нашли свое отражение взгляды многих русских просветителей того времени, например, Н. И. Новикова и Д. И. Фонвизина. Другие уверены, что писатель вел таким образом борьбу за уничтожение крепостного права революционным путем. В любом случае произведение произвело фурор среди представителей высшего сословия. Сама императрица, ознакомившись с произведением, сделала заключение, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева». Новаторство «Путешествия из Петербурга в Москву» проявляется и в Художественном плане. Доверительный тон повествования только усиливает воздействие книги на читателя. Рассказывая о происходящем, Радищев нередко использует новый литературный прием, когда сначала в воображении путешественника создает ложную модель того или иного социального явления, а затем, столкнувшись с действительностью, рисует реальную картину вещей. Однако характеры не получают своего разностороннего раскрытия, за исключением главного героя — путешественника, оставаясь только, по признанию автора, «силуэтами». В качестве эстетического принципа писателя можно принять следующее выражение: «Истина есть высшее для нас божество». Чтобы постичь ее необходимо преодолеть много трудностей, опуститься на самое дно, где ил, который «мутится и тмит прозрачность вод».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Путешествия из Петербурга в Москву > Художественное изображение русского народа в произведении А Н Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»