Александр Пушкин (1799 1837) Жизнь и творческий путь - сочинение

Пушкин - явление особое, чрезвычайно значимое и сокровенное для русской культуры. Он - начало новой русской литературы, источник ее ведущих типов, направлений, проблем и даже жанров. Одновременно - он явление уникальное и неповторимое, почти эллинской тип гармоничности и понятности, которая отражает глубину и сложность созданных им произведений.

В русской культуре, богатой блестящими талантами, едва ли обнаружится поэт равноценный Пушкину. Он проявил свой талант в поэзии и прозе, в драматургии и литературной критике, в журналистике и в исторической науке. Но есть что-то значительно важнее: в его личности, жизни и творчестве так ярко и многогранно воплотился русский национальный характер, что выяснение роли Пушкина оказывается неотъемлемой частью самопонимания всей русской культуры.

Еще при жизни поэта, в 1832 году, Гоголь писал в статье «Несколько слов о Пушкине»: «Пушкин - явление чрезвычайное и, возможно, единственное явление, которое отражает русский дух: это русский человек в его развитии, в котором он, может, появится через двести лет. В нем русская природа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой хрустальной красоте, в которой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

В июне 1880 года Достоевский в речи во время мероприятий, посвященных открытию памятника Пушкину в Москве, отметил еще один аспект национального духа поэта: «...не было поэта с такой всемирной чуткостью, как Пушкина, и не только в чуткости дело, а во впечатляющей глубине ее, в перевоплощении своего духа в дух других народов... Только Пушкин, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророчески... так как вот и проявилась более всего его национальная русская сила»

У Пушкина национальной сущности во многом оказывала содействие и историческая эпоха - подъем национального сознания россиян в результате победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и освобождения Европы от наполеоновской власти. Эти процессы стали толчком к возникновению освободительных идей в самом русском обществе, так как возвращение к старым порядкам казалось невозможным. Бестужев-Рюмин говорил: «Столетие славы военной закончилось с Наполеоном. Теперь пришло время освобождения народов от рабского гнета их, и неужели россияне, которые отметились такими блестящими подвигами в войне истинно Отечественной - россияне, которые освободили Европу из-под ярма Наполеона, не снимут собственного ярма?». В России возникают тайные организации, которые ставят целью изменить все государственное устройство. 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади состоялось восстание, а точнее, первая попытка революции. Восстание было подавлено, пятеро декабристов повешены, сто двадцать сосланы в Сибирь. Взойдя на «кровавый» престол, новый русский император Николай І видел свою миссию в том, чтобы, по его словам, «охладить Россию» - прекратить в ней любые попытки вольнодумства и порывы к личной независимости.

Вся духовная внутренняя жизнь России сосредоточилась в 1830-е годы в литературе.

Пушкин очень остро ощущал течение времени - и исторического, и личного, и биографического. Возможно, по этой причине за такую короткую жизнь - всего 37 лет! - он прошел такой большой творческий путь.

Александр Сергеевич Пушкина родился 6 июня (26 мая) 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны, урожденной Ганнибал. Кроме него, в семье были старшая сестра Ольга и три младших брата, из которых Александр особенно любил Льва.

Пушкины были небогатые, но очень родовитые. Они вели свою родословную от времен Александра Невского и были связаны родственными связями со многими известными дворянскими фамилиями. Дедом матери Пушкина был «арап Петра Великого», т.е. негр, сын властительного князя, взятый в плен и выкупленный русским посланцем в Константинополе. Последний послал арапа в подарок Петру І, поскольку тогда была мода на чернокожих пажей. До конца XVIII столетия Ганнибалы уже находятся в связях с самыми знаменитыми русскими дворянскими родами.

Семья Пушкиных принадлежала к коренному московскому барству. Дядя Василий Львович был известным поэтом, в доме которого бывали знаменитые московские литераторы. Однако воспитанию детей особого значения не придавалось. Домашнее образование дало Пушкину лишь прекрасное знание французского языка и страсть к чтению.

Довольно показательной и печальной приметой пушкинского детства является то, что он почти никогда не вспоминал о нем, а в его творчестве нет воспоминаний об отце и матери, хотя есть о няньке Арине Родионовне. Ю. М. Лотман писал: «В жизни дворянского ребенка Дом - это целый мир, преисполненный привлекательности, пересказов, тайных воспоминаний, нити от которых тянулись всю дальнейшую жизнь».

    В пушкинском детстве нет такого Дома; когда же потребность в нем возникла у взрослого поэта, то им стал дом в Михайловском, с которым Пушкина был связан юношескими воспоминаниями и годами ссылки. От этого Дома неотрывный образ Арины Родионовны:
    Вот опальный домик,
    Где жил я с бедной няней моей.
    Уже старушки нет - уж за стеною
    Не слышу я шагов ее тяжелых,
    Ни кропотливого ее дозора.
    («Вновь я посетил...»).

Дом детства Пушкину заменил Лицей. Основанный  в 1811 году, Лицей был задуман как высшее учебное заведение для подготовки государственных гражданских и военных служащих.

Поэтому программа обучения в Лицее была большой по объему, но не основательной. Среди преподавателей были и очень просвещенные, талантливые, вольнодумные люди, например, профессора А. П. Куницын и А. И. Галич, но встречались и такие, чей уровень знаний не превышал гимназийных. Пушкин имел право, закончив образование, жаловаться на «недостатки проклятого своего воспитания». Однако лицеисты первого, «пушкинского», выпуска пронесли через всю жизнь особый «лицейский дух», что сформировался на протяжении лет обучения,- дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и общества, дружбы и братства. День открытия Лицея - 19 октября - Пушкин неизменно отмечал стихами, обращенными к друзьям юности. Лицей располагался в летней резиденции императоров в Царском Селе, он занимал флигель Екатерининского дворца. Выпуск лицеистов состоялся 9 июня 1817 года.

За время пребывания в Лицее завязались дружеские отношения, которые оставались крепкими на протяжении всей жизни Пушкина,- с С. Пущиным, А. Дельвигом, В. Кюхельбекером, И. Малиновским.

На это же время приходятся первые попытки пера. В последней главе романа «Евгений Онегин», подытоживая свой творческий путь, Пушкин писал:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В тк дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

И там же, в Лицее, состоялось посвящение в поэты. 8 января 1815 года на переводном экзамене по словесности Пушкин в присутствии Р. Г. Державина прочитал свой стих «Воспоминания о Царском Селе», вызвав восхищение у лучшего поэта XVIII столетия:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Лицейская лирика Пушкина испытала влияние Р. Г. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, французской легкой поэзии. На 1812-1817 годы приходится период ученичества Пушкина в поэзии, он осваивает поэтические системы своего времени; его творческая личность только что начинает формироваться

Поэзия Пушкина стала проявлять характерные особенности стиля в 1820-е годы - во время короткого петербургского трехлетия (от окончания Лицея до ссылки на Юг).

Через месяц после выпуска Пушкина уже был зачислен к Коллегии иностранных дел, однако служба мало интересовала его. Словно стараясь вознаградить себя за шестилетнее лицейское заключение, Пушкин стремглав погрузился в петербургскую жизнь. Он становится постоянным участником литературной группировки «Арзамас», в которую еще раньше был принят заочно, посещает заседание другой литературной группировки «Зеленая лампа», довольно близкой к декабристам. Он активно знакомиться с людьми, большая часть которых была близкой к декабристам или входила в тайные декабристские организации. Среди его знакомых были П. П. Каверин - гусар, кутила, дуэлянт, член Союза Благоденствия; либерал и лейб-гусар II. X. Молоствов; генерал-майор А. Ф. Орлов, брат декабриста; Н. И. Тургенев, Ф. Н. Глинка, В. Ф, Раевский и др. Описывая в десятой, «сожженной», главе «Евгения Онегина» заседание группировки, Пушкин с полным правом вспомнил среди его участников и себя:

    Витийством резким знаменит,
    Сбирались члены сей семьи
    У беспокойного Никиты,
    У осторожного Ильи.
    Друг Марса, Вакха и Венеры,
Им резко Лунин предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноалы Пушкин,
Мелаахолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственннй кинжал.

Однако дело в том, что в реальности Пушкин не был членом тайной организации и едва ли знал о ее существовании. Его ближайший товарищ И. Гущин через много лет, уже после сибирской ссылки, писал в воспоминаниях, что декабристы понимали масштаб таланта Пушкина и не хотели накликать на него опасность, втягивая в свои ряды. На самом деле причина другая: непосредственность Пушкина, его знакомства с людьми разнообразнейших общественных взглядов; его умение быть постоянно другим, постоянный поиск им самого себя - все это, по мнению декабристов, свидетельствовало о несерьезности, легкомысленности молодого поэта, неспособность его быть преданным идеи. Впечатление ошибочное, что возникает из определенной театральности поведения декабристов, даже в быту... Однако оно было.

Не мог целиком устроить Пушкин декабристов и как поэт, их моральный идеал был окрашен в тона героического аскетизма. Искренний гражданин мыслился ими как суровый герой, который ради общественного блага отказался от счастья, веселья, дружеских пиров. К. Ф. Рылеев писал:

    Любовь никак не йдет на ум:
    Увы! моя отчизна страждет,
    Душа в волненьи тяжких дум
    Теперь одной свободы жаждет.

В 1818-1820 годах Пушкина пишет ряд стихов, которые общественно-изобличительным пафосом очень близки настроениям декабристов. Это ода «Вольность», стих «Село», послание «К Чаадаеву». Но тираноборческие мотивы в «Вольности» или страстное изобличение крепостного рабства в «Селе» объединяются с целиком романтическим лирическим героем, душу которого «омрачают» «рабство дикое» и его следствия. Герой страдает от бесплодности своих дум и стремлений («Зачем в груди моей горит бесплодный жар...»)... Послание «К Чаадаеву» («Любови, надежды, тихой славы...») - романтическая мечта о пробуждении России:

    Пока свободой горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена.








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Александр Пушкин (1799 1837) Жизнь и творческий путь