Александр Пушкин (1799 1837) Жизнь и творческий путь (окончание) - сочинение

«Души прекрасные порывы» - сугубо романтический символ веры, а слова «звезда заманчивого счастья» означают не только волю, но и осуществление сокровенных желаний. Общественное и личное оказалось не разбавленным, как у декабристов, а равноценным, когда речь идет о воле:

    Мы ждем с надеждой упованья
    Прихода вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Прихода верного свиданья.

По мнению В. И. Кулешова, «в стихе появляются два молодых современника, во всем родственные, конгениальные друг другу, за исключением одной черты: тот лирический герой, который представляется именем Пушкина, преисполненный большей веры в целесообразница подвига, чем тот, за которым грустит Чаадаев-скептик. Отсюда - и уговаривание: «Товарищ, верь: взойдет она...». Эти слова, обращенные не только к Чаадаеву, а и ко всему поколению, которое едва лишь начало сознавать свою цель и задачу. Но вместе с тем оно - начало чаадаевского вопроса в русской общественной мысли. Пушкин спорит с Чаадаевым, с его недостаточной верой в русский прогресс, идеи которого будут изложены поэтом в известных «Философских письмах».

В 1819-1820 годах в Петербурге мгновенно расходились пушкинские эпиграммы с безжалостными и точными характеристиками всемогущего Аракчеева, архимандрита Фотия и многих других властных людей. В стихе «Ноэль» («Ура! В Россию скачет деспот, который кочует...») высмеивалась внешняя и внутренняя политика Александра І. Понятно, что находились люди, которые доносили власти о стихах, словах и затеях Пушкина. 19 апреля 1820 года Н. М. Карамзин писал И. Дмитриеву, известному в начале столетия баснописцу: «Над здешним поэтом Пушкиным, если не туча, то по крайней мере туча, и громоносная (это между нами): служа под флагом либералистов, он написал и распространил стихи о вольности, эпиграммах о властных лицах и т.д. Об этом узнала полиция. Опасаются последствий».

Последствия могли быть чрезвычайно серьезными: рассерженный император собирался заслать поэта в Сибирь или на Соловки. И только ходатайство Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, П. Я. Чаадаева, Ф. Н. Глинки немного облегчили его судьбу: 6 мая 1820 года Пушкин выехал из Петербурга на Юг с назначением в канцелярию генерал-лейтенанта И. Н. Инзова.

Но прежде чем это произошло, Пушкину пришлось пережить и задержание, и острую критику его первой поэмы «Руслан и Людмила» (1820). Это произведение - первая оригинальная русская лиро-эпическая поэма, где использованы мотивы (в существенно переработанном виде) «Слова о полке Игореве» и собранных Киршею Даниловым «Давних русских стихов». Былинная основа ощущается и в изображении пира Владимира, и особенно в образе Руслана - богатыря-рыцаря, выносливого в испытаниях, решительного в действиях, который борется за волю не только невесты, но и отчизны. Сказочное (шапка-невидимка, меч-кладинец, живая и мертвая вода, живая Голова, волшебная борода Черномора и прочее) переплетается с реально-бытовым, что это ведет к переосмыслению сказочного и условно-романтического начал (сюжет Наины и Финна, поведение Людмилы в садах Черномора и т.п.).

Лирическое начало появляется в поэме благодаря присутствию образа автора-рассказчика, который часто отходит от сюжета, обращается к читателю, втягивает его в литературную игру и т.п. Этот образ в поэме, написанной четырехстопным ямбом,- первое выявление образа автора «Евгения Онегина». Не случайно, прочитав «Руслана и Людмилу», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

1820-1823 годы охватывают южный романтический период творчества Пушкина, вдохновенного произведениями Байрона и образами моря. Тем не менее, были и стихи, написанные в духе общественного романтизма («Кинжал», «Дочери Карагеоргия», «В.Л. Давыдову» и т.п.), и элегического романтизма («К Овидию»). Однако центральное место в эти годы занимают все же таки романтические поэмы - «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-розбойники» и «Цыгане», законченные уже в Михайловском.

Главными чертами романтического героя является одиночество, разочарование, свободолюбие, отчуждение от общества, к которому он принадлежал, поиск свободных, естественных людей, чувств, мыслей за пределами этого общества. Такие черты присущи героям поэм Байрона - «Путешествие Чайльд-Гарольда» и особенно «восточных» («Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста»). Эти черты присущи и пушкинским героям, прежде всего Пленнику и Алеко. Но если Байрон возвеличивал своих героев, то Пушкин исследовал в них «современного человека». В письме В. П. Горчакову, написанном в октябре-ноябре 1822 года, он указал по поводу «Кавказского пленника» и его героя: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались главными чертами молодежи ХIX-го столетия». «Преждевременная старость души» пушкинского героя проявилась также в неспособности ответить взаимностью на пламенное чувство черкешенки, которая полюбила его, и в том, что он принял ее жертву, хотя несложно было предусмотреть последствия (девушка помогла ему убежать из плена и бросилась в горную реку).

Если в Полонянке индивидуализм героя байроновского типа только намечен, то в герое «Цыган» он раскрыт полностью. Алеко, который убежал от «неволи душных городов» в поисках воли, признает ее только за собой, но не за другими: когда Земфира полюбила молодого цыгана, Алеко убил обоих. Устами старого цыгана выносит приговор герою и автор:

    Ты не рожден для дикой доли,
    Лишь для себя ты хочешь воли.

В южных поэмах используются некоторые жанрово-структурные компоненты байроновской поэмы (фрагментарность, недоговоренность, «вершинность» эпизодов и др.) и происходит последовательное переосмысление байроновского героя, которое привело к известной характеристике, представленной в «Евгении Онегине»:

    Лорд Байрон прихотью удачной
    Облек в унылый романтизм
    И безнадежный эгоизм.

Там, же, на Юге, 23 мая 1823 года была начата работа над романом в стихах.

Но до этого в жизни поэта произошло очень много событий.

В мае 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав на место новой службы. В скором времени, купаясь в Днепре, он очень простудился, и семья генерала Раевского подобрала его, больного, по дороге на Кавказ. Летние месяцы, проведенные на Кавказе и в Крыму, были для Пушкина счастливыми. Замечательная природа, богатая история края, семья, которая приняла поэта как родного сына,- все это создавало атмосферу романтизма, точнее, то, что раньше казалось литературными романтическими представлениями, здесь было реальностью, самой жизнью. Романтическое мироощущение позволяло слить воедино свой внутренний мир и окружающий пейзаж. Как точно заметил Ю. М. Лотман, в этот период для Пушкина «малый мир сузился к семье Раевских, большой - расширился до панорамы Кавказа и Крыма».

Но отдых закончился, и в сентябре 1820 года Пушкин приехал в Кишинев, где пробыл до июля 1823 года. Кишиневское окружение отличалось от петербургского прежде всего тем, что здесь намного более сильным был отголосок революций, которые прокатились Испанией, Грецией, которые охватили Неаполь и Пьемонт. А когда в январе 1821 года вспыхнуло восстание в турецкой части Молдавии и генерал русской службы грек А. Ипсиланти призвал к восстанию греков всей Оттоманской империи, Пушкин оказался в гуще событий.

С другой стороны, кишиневский период - это время теснейшего общения Пушкина с М. Ф. Орловым, В. Ф. Раевским, П. Н. Пущиным и другими декабристами. Кроме того, Пушкин довольно часто выезжал из Кишинева в имение В. Л. Давыдова Каменку близ Киева, бывал в Тульчине, Василькове, центрах декабристских организаций Юга. Однако снова, как и в Петербурге, декабристы не предлагали Пушкину стать членом организации. Причины были все те же: опасение, что пыльное внимание к ссыльному Пушкину может спровоцировать нежелательный интерес власти к декабристской общине, а также непринятие декабристами многоликой личности поэта и его поведения, которые однозначно выходили за упроченные рамки общественных требований декабристов.

Весной 1822 года начался разгром кишиневского кружка М. Орлова. Складывалась атмосфера слежения, доносов, распадались бывшие дружеские связи, проходили аресты. Ситуация стала настолько тяжелой, что Пушкин обрадовался возможности перевестись на службу в Одессу, в канцелярию генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.
В Одессе Пушкин пробыл недолго - с весны 1823 по июль 1824 года. Этот период - один из самых сложных в жизни художника. Одесса, с ее ресторанами, кофейнями, итальянской оперой, бурной культурной жизнью, казалась «большим миром» сравнительно с провинциально-чиновничьим Кишиневом. И Пушкин стремглав погрузился в эту жизнь. В отрывках из «Путешествия Онегина» чудесно воспроизведена празднично-поэтическая жизнь Пушкина в Одессе. Но была также другая, реально-бытовая одесская жизнь: отсутствие воды, пыль и грязь строящегося города, постоянное безденежье, не очень заметное в Кишиневе и тягостно-обидное среди зажиточных одесских знакомых; в конце концов, унизительное положение коллежского секретаря, т.е. самого мелкого чиновника, вынужденного отстаивать свою честь и достоинство. На поверхности - бушующая салонная жизнь с литературными «ролями»-масками, с увлечениями К. Собанской, А. Ризнич, О. Воронцовой, в глубине же одесской жизни Пушкина - серьезный мировоззренческий кризис поэта и нарастание конфликта с М. Воронцовым.

К кризису привело подавление революционных движений в Европе, с одной стороны, и разгром кишиневской группы, арест Раевского и отстранение Орлова - с другой. Стали видимыми вся бездна насилия и беззакония в действиях власти, трусливость и предательство людей, которые вчера еще считались единомышленниками. В результате Пушкин разочаровывается в эффективности освободительных движений и предъявляет обвинение народу в пассивности и отсталости:

    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукой чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды...

Разочарование стало казаться вообще неминуемым следствием трезвого взгляда на жизнь, которая приходит вместе со зрелостью. Резкое изменение взглядов получило поэтическое воплощение в образе демона из одноименного стиха:

    В те дни, когда мне были новы
    Все впечатленья бытия -
    И взоры дев, и шум дубровы,
    И ночью пенье соловья,
    Когда возвышенные чувства,
    Свобода, слава и любовь
    И вдохновенные искусства
    Так сильно волновали кровь.

Так возникли в поэзии образы, которые позднее с блеском разовьются под пером Лермонтова и пройдет эволюцию в его поэзии от поэмы «Демон» до незавершенной поэмы «Сказка для детей».

Конфликт Пушкина с М. Воронцовым был неминуемый. Граф считал поэзию непростительной ерундой и видел в поэте только мелкого чиновника. Пушкин, со своей стороны, не мог простить графу тон «обидной любезности и отвечал талантливым остроумием, перед которым тот был бессильный. Воронцов обратился к доносам, окружил опального поэта шпионами, раскрывал его письма и т.п. Когда же Воронцов направил Пушкина на борьбу с саранчой, тот подал в отставку. Одновременно полиция сделала достоянием гласности письмо поэта, где он сознавался в атеизме. Этого было достаточно, чтобы уволить Пушкина со службы и отправить под надзором полиции в село Михайловское Псковской губернии. 1 августа 1824 года он выехал туда в сопровождении своего крепостного Никиты Козлова.

Начался период северной ссылки Пушкина (1824-1826), когда он жил в Михайловском, выезжая в соседнее Тригорское.

В скором времени после приезда произошла ссора Пушкина с отцом, в результате чего вся семья выехала из Михайловского и Пушкин остался почти целиком одинокий. Лишь изредка его навещали соседи или - еще реже - друзья (И. Пущин, А. Бестужев, А. Дельвиг). Быт поэта был простой, почти бедный; такие обычные для дворянина в селе занятия, как охота и ведение хозяйства, для него были абсолютно неприемлемые. Единственным и главным занятием была литература.

За этот период Пушкина завершил поэму «Цыгане», создал народную драму «Борис Годунов», закончил третью и написал четвертую-шестую главы «Евгения Онегина», поэму «Граф Нулин», несколько десятков стихов, включая такие известные, как «К морю», «Наследование Корану», «19 октября», «Андрей Шенье», «Разговор продавца книг с поэтом» и др. Он работал над литературно-критическими статьями, над своими записями, уничтоженными сразу после восстания декабристов; собирал и записывал фольклор и т.п. К этому надо прибавить множество книг, прочитанных в Михайловском. В Лицее поэт получил не очень основательное образование, однако в 1830-е годы поражал современников своими знаниями в области мировой литературы, истории, философии, политики и т.п. Желание «в образовании стать со столетием наравне» во многом было реализовано в годы михайловского уединения.

В творчестве Пушкина этого периода происходит движение от романтизма к реализму и постепенное утверждение последнего. Это проявилось в трезвой оценке поэтического творчества и его места в современном мире: «Не продается вдохновение, Но можно, рукопись продать» («Разговор продавца книг с поэтом»); в полном исчезновении из любовной лирики античного пантеона и утонченно-эротических аллюзий; во внимании к обычаям и настроениям русских людей («Зимний вечер», «Буря мглой небо кроет...»,), к национальной истории («Песни о Стеньке Разине», «Борис Годунов»).

Работая над драмой «Борис Годунов», Пушкин внимательно изучал опыт Шекспира и, осмысливая его, в сущности, сформулировал принципы реализма: «свободное и широкое изображения характеров», «свобода плана», искусство передачи «искренних страстей», «правдоподобие ощущений в предвиденных обстоятельствах». После Шекспира французская драматургия времен классицизма казалась Пушкину схематической: «У Мольера Скупой скупой, и только. У Шекспира Шейлок скупой, смышленый, мстительный, остроумный». Пушкин развил шекспировский опыт в своей драме, раздумывая над природой царской власти, над судьбами Бориса и Самозванца во взаимосвязи с судьбой страны и народа. «Мысль народная» определяет, по убеждению Пушкина, судьбу земных владык, и тут уже не имеют определяющего значения их личные качества: насколько умные Годунов и Гришка Отрепьев, насколько они самостоятельные морально. Народная «мысль», народный «суд» и народное «безмолвие» являются решающими в их исторической судьбе.

Такое понимание истории и судьбы исторических лиц радикально отличалось от декабристского и позволило Пушкину угадать неизбежность поражения декабристов. Однако, несмотря на это, он стремился вступить в их ряды, когда И. Пущин, посетив Михайловское в январе 1825 года, рассказал о тайной организации и ее целях.

14 декабря 1825 года состоялось восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Оно было подавленно: пятерых руководителей повесили, сто двадцать членов общества осуждены к разным срокам каторжных работ в Сибири. Пушкина на Сенатской площади не было. Но в бумагах декабристов члены следственной комиссии неизменно находили его стихи, во время допросов его имя часто звучало среди имен знакомых, друзей, единомышленников декабристов. Не случайно на полях рукописей Пушкина 1826 года есть рисунок виселицы с шестью повешенными.

Однако судьба распорядилась иначе. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибыл фельдъегерь с приказом Пушкину немедленно отправляться в Москву, где к тому времени находился Николай І в связи с коронацией. Предложено было везти поэта в экипаже «свободно», но в сопровождении конвойного офицера. Пушкин прибыл в Москву 8 сентября и сразу был доставлен в кабинет императора. Разговор между поэтом и царем продолжался довольно долго и без свидетелей. Пушкину вернули свободу, он получил право выбрать место пребывания и был освобожден от общей цензуры: Николай І взялся быть его личным цензором. Настоящее содержание царских «милостей» открылось позднее. Обращаться к государю с каждым стихом было, конечно же, невозможно, и фактически единственным лицом, от которого в 1830-е годы зависела творческая и личная судьба Пушкина, стал шеф жандармов А. X. Бенкендорф.

Глубинное содержание произведений, которые начали важнейшие для литературы XIX столетия темы и типы героев, современники Пушкина не поняли. И поэт в 30-е годы оказался духовно одиноким, как никогда. Этого одиночества не разрушило даже бракосочетание в феврале 1831 года.

Наталья Николаевна была слишком молодой (ей было 19 лет) и слишком красивой, чтобы воплотить мечту Пушкина о жене-хозяйке Дома, единомышленницу и, в последнюю очередь, светскую женщину. Кроме того, вокруг Пушкина, начиная с 1834 года, сложился настоящий светский заговор, в котором принимали участие и его враги, например, осмеянный им министр образования С. Уваров или министр иностранных дел Нессельрод, и просто светские люди и шалопаи. Пушкин, с его внутренней независимостью и блестящим остроумием, не допускал никаких посягательств на свою честь. Такое положение вещей могло закончиться лишь катастрофой. 26 января 1837 года Пушкин отправил голландскому посланнику барону Геккерену (названному отцу Дантеса) настолько обидное письмо, что только дуэль могла стать единственной логической развязкой ситуации.

В тот же день, около четырех часов, дуэль Пушкина с Дантесом состоялась, поэт был смертельно ранен. Через два дня после этого, 29 января 1837 года, в 2 часа 45 минут Пушкин умер.
Возле гроба Пушкина побывало множество людей - от двадцати до пятидесяти тысяч. Испуганная полиция суетилась, стремясь не допустить стихийного выявления народных чувств. По приказу Николая І тело поэта тайно перевезли в Святые Горы под Псковом и похоронили без всяких почестей. Но Пушкину было уже все равно: его произведения обеспечили ему бессмертие в русской культуре.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Александр Пушкин (1799 1837) Жизнь и творческий путь (окончание)