А С Пушкин «Сказка о царе Салтане» - сочинение

Цель:   познакомить учеников с историей создания, издания сказки; с содержанием произведения; дать характеристику героев; найти отличные и похожие черты с народной сказкой; особенности пушкинского языка; развивать умение анализа художественного произведения, произведений других видов искусства; умение инсценировки, выразительного чтения; сопоставление литературного и фольклорного произведений; умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать любовь к поэтическому слову, чувству красоты, высокие моральные идеалы.

Тип урока:     усвоение новых знаний.

Форма урока: заседание литературного клуба.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»; звукозаписи: П. И. Чайковский «Времена года», Г. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»; мультфильм «Сказка о царе Салтане»; репродукция картины М. О. Врубеля «Царевна-Лебедь»; раздаточный материал (задача группам, кроссворд).

Ход урока.

І. Организация класса.

ІІ. Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности учеников.

Сегодня на уроке мы проводим заседание литературного клуба почитателей поэтического слова. Тема нашего заседания - «Победа добра на злом в «Сказке о царе Салтане А С. Пушкина».

ІІІ. Всприятие и усвоение нового материала.

1.         Слово учителя.

«Волшебная красота пушкинской сказки». (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»).

2.         Сообщение группы биографов об истоках, истории написания и издание сказки.

3.         Инсценировка начала сказки.

4.         Анализ инсценировки. Эвристическая беседа.

С какими героями сказки мы встретились? Что о них можно сказать? О чем мечтали сестры? Почему царю Салтану полюбилась именно третья? Как осуществляются желания трех сестер? Кто и почему оговаривает сестриц?

Как смогли осуществить свой коварный план «ткачиха и повариха»? (Чтение отрывка, ответ учеников). Что произошло с царицей и сыном? (Чтение отрывка, ответ учеников).

Как обращается Гвидон к волне? (Как к живому существу, поэтому верит в помощь).

Каким мы увидели Гвидона? Докажите свою мысль. Почему царевич подстрелил коршуна. (Ученики читают отрывок и находят ответ). Как отблагодарила Царевна-Лебедь? Какой вы себе представляете эту героиню?

5.         Словарная работа.

Аршин — давняя русская мера длины — 0,71 м.

Дичь — дикие птицы и животные как предмет охоты.

Моковки — купол церкви.

Бает — рассказывает.

Латы — в давность: броня.

Ретивое — в народной словесности — сердце.

6.         Анализ картины М. О. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассмотрите внимательно картину. На каком фоне и почему изображена Царевна-лебедь?

Какой цвет и оттенки преобладают?

Что в осанке царевны свидетельствует о ее достоинстве?

Какое впечатление производит головной убор лебедя?

Как ее описывает Пушкина?

Похожи ли лебеди Пушкина и Врубеля?

7.         Чтение отрывков в лицах (первые два посещения отца).

8.         Анализ прочитанного.

Почему Гвидон хочет попасть к отцу и как ему это удается? О чем узнает князь Гвидон у отца и что потом делает?

9.         Просмотр отрывка из мультфильма.

«Сказка о царе Салтане» (третье посещение отца).

10.       Анализ отрывка.

•          Вы увидели удачное объединение разных видов искусства: музыки и мультипликации. Какое впечатление оказала на вас музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля»?

•          Чем понравился отрывок из мультфильма?

•          Какими изображены герои: царь Салтан, «повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха»?

•          Как Гвидон платит им за коварство?

•          О каких чудесах узнал Салтан от купцов?

11.       Прослушивание отрывка «Три чуда» из оперы Г. Римского-Корсакова.

•          Удалось ли композитору передать содержание сказки? Какими средствами?

12.       Словесное рисование.

•          Как вы себе представляете эти чудеса? Опишите их.

13.       Защита иллюстраций детей.

•          Почему именно это чудо нарисовано? На что вы обратили внимание?

14.       Анализ иллюстраций художников к сказке.

•          Какая из иллюстраций вам нравится? Чем именно?

15.       Беседа.

•          Какой была встреча царя Салтана с семьей?

•          Что побеждает в сказке?

IV. Закрепление нового материала.

1. Исследовательская работа в группах с задачами.

Ученики объединяются в восемь групп, каждая из которых выполняет определенные задачи.

1-я группа.

Сравните сюжет пушкинской и народной сказки по плану:

1)         Простота или сложность сюжета.

2)         Количество главных героев.

2-я группа.

•          Сравните сюжет пушкинской и народной сказки.

•          Расскажите о наличии описаний, пейзажей, детализациях.

3-я группа.

•          Сравните сюжет пушкинской и народной сказки.

•          Сложность или простота характеров героев.

4-я группа

Сравните сюжет пушкинской и народной сказки. Особенности языка сказки:

а)         стихотворный язык;

б)         образность, тропы (эпитеты, сравнения, метафоры).

5-я группа.

В сказке описаны четыре посещения Салтана корабельщиками. Затронут ли этим фольклорный закон трехкратного повторения?

6-я группа.

В народной сказке нет примет присутствия автора. Слышим ли мы голос Пушкина в его произведении? Докажите.

7-я группа.

Что волшебного есть в сказке?

8-я группа.

Кто наказан в сказке, кто погиб? Почему?

2. Презентация работы групп.

V. Итог урока, оценивание.

1.         «Микрофон».

«Сказка ложь, да в ней намек: Добрым молодцам урок».

Какие уроки вы вынесли из этой сказки?

2.         Разгадывание кроссворда.

Лучшие уроки зарубежной литературы. Выпуск 2.

1. Как звали няню А. С. Пушкина?

2. Кто выходил из моря вместе с богатырями?

3. Как звали сына царя Салтана?

4. В кого перевоплотился последний раз молодой князь?

5. Кто выполнял желания главного героя?

6. Кто щелкал орешки в сказке Пушкина?

VI. Домашняя задача.

1.         Написать произведение-миниатюру «Сказки А. С. Пушкина в моей жизни».

2.         Прочитать І действие сказки-пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» - с. 87-92. (Ковбасенко Ю. И., Ковбасенко Л. В. Зарубежная литература: Учебник для 5-го кл. - К.: Грамота, 2005. - 296 с.).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > А С Пушкин «Сказка о царе Салтане»