А С Пушкин «Мадона» - сочинение

Не множеством картин старинных мастеров
 Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов, 
Одной картины я желал быть вечно зритель, 
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель —
Она с величием, Он с разумом в очах — 
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, 



Чистейшей прелести чистейший образец. Пушкинское стихотворение «Мадона» посвящено Наталье Николаевне Гончаровой, жене поэта. А. С. Пушкин увидел Наталью Гончарову, когда ей, первой красавице Москвы, было только шестнадцать лет. Встреча произошла в декабре 1828 года на балу у московского танцмейстера Йогеля; в мае 1829 года поэт сделал девушке предложение, однако ее мать дала неопределенный ответ. В апреле 1830 года А. С. Пушкин повторно попросил руки Натальи Николаевны, на этот раз в предложении отказано не было. Впоследствии именно ей, своей «женушке», он напишет: «А душу твою люблю я еще более твоего лица». Удивительно органично и целостно как по замыслу, так и по исполнению все произведение, от названия до финала. Мадонна — у католиков это название Богородицы и ее живописного или скульптурного изображения. Этот образ и высокий слог поэтической речи Пушкина, в который вплетены возвышенные слова {«обитель», «Пречистая», «Божественный Спаситель», «величие», «очи», «ангел», «ниспослать»), являются свидетельством того, что автор причисляет дорогую ему женщину к лику святых, описывает ее красоту как неземную, божественную. До встречи с Гончаровой поэт по-другому описывал переживания, вызываемые любовью. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь нередко рассматривалась им как чувство преходящее. Действительно, оно, подобно буре, властно «захватывало» поэта, давало мощный источник вдохновения, подчиняло «страстям мятежным», а потом, как и всякая буря, утихшто, угасало, превращалось в «цветок засохший». Вместе с тем не следует рассматривать пушкинскую лирику как поэтический анализ встреч, произошедших в жизни. Любовь для великого автора — предмет высокой поэзии, а не дневник любовных побед и поражений. В стихотворении запечатлены и психологическая правда любовных переживаний, и — что, возможно, главнее — философские представления поэта о женщине, ставшей источником гармонии и красоты. В «Мадоне» Пушкин, любя Н. Н. Гончарову, воспел Женщину. В стихотворении нет портрета возлюбленной. Черты героини видятся сквозь дымку воспоминаний и снов. Поэт не смеет обнажать сокровенное. «Стихотворения, коих цель горячить воображение любовными описаниями, унижают поэзию», — писал Пушкин. Но все мы знаем удивительное умение гения «одной чертою, вскользь, мимоходом брошенною» (В. Г. Белинский), с помощью сравнений, аналогий создать у читателя представление об абсолютной красоте и о высшем блаженстве, которое она порождает. Все «сделано» тонко, деликатно. В героине стихотворения поэт учтиво подчеркивает абсолютное совершенство. Особенно ярко это выражено в последней строке сонета. Прекрасное и нежное слово прелесть (прелесть, как известно, «очарование, возбуждаемое кем-нибудь или чем-нибудь красивым, милым») кажется автору недостаточно емким. Подчеркнутое рефреном слово образец («лучший среди подобных») утверждает женскую гармонию и внутреннюю глубину: ...моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец. Нои этой градации — прелесть, образец — оказывается недостаточно для поэта. Вводится еще одно многозначное слово — чистый, а в превосходной степени — чистейший (в смысле — совершенный). Повторенное и данное в интересно построенном тропе, а также в обрамлении разных существительных, оно создает образ наивысшего идеала красоты. «Мадона» написана в стихотворной форме сонета, состоящего из 14 стихов, делящихся на две части: восемь строк (два четверостишия) и шесть строк (два трехстишия). К этому признаку сонета добавляется рифмовка. У Пушкина изящество и сложность форме произведения придают разные рифмовки — опоясывающая, перекрестная рифмовка, обязательная для трехстишия. В целом отточенность стиха, глубина чувств позволили воплотить в поэтическом замысле идею любви как идею чистоты и духовного возрождения.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > А С Пушкин «Мадона»