А С Пушкин (1799–1837) сведения о поэте (лицейские годы) - сочинение

Цель: актуализировать знания учащихся об основных вехах биографии А Пушкина; совершенствовать навыки конспектирования и работы с учебником; «познакомить» учащихся с теми, кто оказал на поэта большое влияние ещё в лицейские годы; дифференцированная работа над темой. Оборудование: фотографии (или слайды) внешнего вида здания и интерьеров Лицея (г. Пушкин); на доске помещены отдельные слова и словосочетания (см. в содержании урока) для работы на начальном и среднем уровнях; портрет Пушкина-лицеиста художника-гравёра В. Фаворского и акварель Н. Кузьмина «В те дни, когда в садах Лицея…

»

ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания II.

Постановка целей и задач урока III. Работа над темой урока 1.

Беседа по известным фактам биографии Пушкина

Где и когда родился поэт?

В какой семье он родился? Что вы знаете о родителях Пушкина?

Какую роль в развитии Пушкина-ребенка сыграла книга?

Кто знакомил маленького Сашу с поэзией и жизнью народа?

Почему, говоря о Пушкине, мы говорим о его семье, о его няне? 2. Мини-лекция с заданием Задание: по ходу лекции самостоятельно конспектировать услышанное.

«До 13 лет Пушкин учился дома. Его обучением занимались гувернеры-иностранцы, как это было принято в то время в семьях русских дворян. Особую роль в домашнем образовании отводили изучению иностранных языков. В 1811 г.

происходит важное событие в жизни поэта. Он поступил в Царскосельский Лицей, в котором провел 6 лет.

Это было привилегированное учебное заведение, должное готовить юношей для будущей государственной службы. Лицей был расположен в 20 км от Петербурга (теперь г. Пушкин) в летнем дворце царя (демонстрация слайдов или фотографий).

Красивое здание Лицея со всех сторон окружал парк с фонтанами и статуями. Лицеисты должны были в Лицее не только учиться, но и жить (обращение к гравюре В.

Фаворского). Среди преподавателей были профессора Петербургского университета. Особой любовью лицеистов пользовался молодой профессор А. П. Куницын, который преподавал курс политических наук. Это был передовой человек своего времени, противник всякого угнетения, по взглядам близкий будущим декабристам.

Лекции его воспитывали в лицеистах нравственные чувства и дух свободомыслия. Другим профессором, оказавшим влияние на формирование передовых взглядов Пушкина, был А. И. Галич. Характерно, что через несколько лет Галич был обвинен в подрыве власти, Куницын — в том, что он воспитывает в юношах дух свободомыслия. Пушкин на всю жизнь сохранил уважение и любовь к своим воспитателям. В стихотворении «19 октября 1825 года» он писал: Куницыну дань сердца и вина.

Он создал нас, он воспитал наш пламень. Образ горящего пламени был для Пушкина символом священного огня свободы. И этот огонь свободы воспитывали в лицеистах Куницын и Галич. Именно благодаря им Лицей стал прогрессивным учебным заведением. В Лицее создалась особая атмосфера, так называемый лицейский дух. Словами «лицейский дух» определяли настроения лицеистов, враждебные самодержавию и крепостническому строю.

В Лицее сложились дружеские отношения, которые Пушкин пронес через всю жизнь. Это была не просто дружба, а союз единомышленников, связанных общими идейными интересами: любовью к отчизне, ненавистью к тиранам, любовью к поэзии и жизни. Сам Пушкин неоднократно подчеркивал неразрывность этих дружеских связей: Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни привело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское село. [13].

Самыми близкими друзьями Пушкина-лицеиста были И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер. 3. Проверка сделанных в тетради записей (Насколько формируются умения и навыки «фильтровать» при слушании важную и второстепенную информацию.

) Высокий и достаточный уровни: 1) Каких преподавателей Лицея можно было назвать передовыми? Почему? 2) Какой коллектив могли воспитать передовые преподаватели в таком учебном заведении, как Лицей?

Начальный и средний уровни: 1) Составьте предложение, характеризующее отношение передовых людей в России к различным видам угнетения. Куницын: угнетение (эксплуатация) крестьян помещиками; угнетение (эксплуатация) низших сословий высшими; угнетение человека как личности (моральное угнетение).

Слова и сочетания слов для справок: быть противником; выступать против. Дань сердца (от глагола «дать») — благодарность; дань вина — тост в честь.

4. Самостоятельная работа Задание: сравните два портрета А. Пушкина-лицеиста и скажите, какие черты поэта передал каждый из портретистов? Какой из них вам понравился больше? Аргументируйте свой ответ. IV. Подведение итогов урока V.

Домашнее задание Подготовить пересказ материала о лицейских годах Пушкина.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > А С Пушкин (1799–1837) сведения о поэте (лицейские годы)