Сочинения > Пушкин > В чем видел А С Пушкин смысл жизни
В чем видел А С Пушкин смысл жизни - сочинение


В чем видел А. С. Пушкин свое предназние
А. С. Пушкин на Кавказе: Видел я берега Кубани
«Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем то более разумном и великом…» (А. П. Чехов) Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе (По рассказу Л. Н. Толстого «


Смысл жизни свойственно искать любому человеку, независимо от его способностей, талантов, устремлений и благосостояния. Кому-то кажется, что он нашел его, кому-то это не удается. Для каждого смысл этот разный. Но у людей творческих наблюдается в этом вопросе практически полное единодушие: жить — значит творить. Однако это утверждение нельзя трактовать прямолинейно. Вопрос требует всестороннего рассмотрения, в отношении Пушкина — особенно, ведь лирика его настолько всеохватна, что никогда нельзя определить однозначно отношение автора к чему-либо. Тем более нельзя сразу ответить на вечно терзающий людей вопрос: «В чем смысл жизни?»
.Иногда принято говорить о пушкинской «поэзии мысли», то есть как раз о поэзии, посвященной духовным исканиям. Строго говоря, «поэзия мысли» началась для Пушкина после декабрьского восстания. Конечно, и до этого у него появлялись стихи философского плана, но это были лишь отдельные опыты. Окончательно же Пушкин как мыслитель сформировался во второй половине двадцатых годов. В это период появляется целый цикл стихов о предначертании «служителя муз»: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Они написаны в разное время, и все-таки — это именно цикл, в котором общей является не только тема, но и ее решение.
Первое и по хронологии, и по значимости стихотворение цикла — «Пророк». Здесь использована ранее не слишком ценимая автором библейская тематика. Стихотворение является одновременно и выражением философско-обобщенной мысли (поэт-пророк), и сокровеннейшим признанием. Пушкин верил в высокое общечеловеческое призвание поэта. Следы этой веры особенно ясно видны в последней строфе «Пророка»:
Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
В стихотворении «Поэт» «служитель муз» предстает не только на взлете творчества («душа поэта встрепенется»), но и в минуты обычной жизни, в человеческом обличье. Стихотворение, если можно так выразиться, более интимно, чем «Пророк». Но идея в нем все та же — смысл жизни поэта в творчестве, и только в нем. Но какой характер должно иметь это творчество? Некоторым образом ответ дается в стихотворении «Поэт и толпа».
В этом стихотворении ставится вопрос: должна ли поэзия приносить прямую пользу человеку и человечеству? В чем именно заключается ее значение? Если попытаться кратко сформулировать ответ, даваемый Пушкиным в весьма развернутом виде, то можно сказать, что поэзия в своей кажущейся (только кажущейся темным людям!) бесполезности есть высшее, свободное и независимое служение людям, человеческому духу. Служение это преследует не сиюминутные, но высокие и вечные цели.



     
     



Таковы, в целом, пушкинские размышления о смысле творчества, что, безусловно, связано у художника и со смыслом жизни в общепринятом понимании. Но каковы же размышления поэта о бытии как таковом? Помимо всем известных жизнелюбивых и жизнеутверждающих стихотворений Пушкина у него есть и достаточно мрачные творения, так противоречащие поверхностному взгляду на его творчество:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
И строк печальных не смываю.
Это исповедь измученной души. В жизни любого человека бывают черные минуты, когда и жить не хочется, но не каждый — Пушкин, не каждый может выразить свою тоску и безысходность в одной поэтической строфе.
С этим стихотворением перекликается еще одно — «Дар напрасный, дар случайный...» Речь идет о жизни. И снова мрачное утверждение: «цели нет передо мною». Интересно в стихотворении то, что, будучи посвящено вечной теме, оно проникнуто сиюминутным чувством. Невозможно считать это стихотворение некой аксиомой, жизненной позицией поэта, поскольку вслед за этим признанием вскоре следует совершенно противоположное: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» или «на свете счастья нет, но есть покой и воля». Опять же, слова «счастья нет» — лишь мгновенное настроение, потому что мы не раз видели у Пушкина радостные признания, что он счастлив, любовью ли, дружбой ли — но счастлив! По крайней мере из двух последних процитированных строк можно сделать вывод, что жизнь оказалась не таким уж «напрасным даром». Более того, всем своим творчеством поэт дает обет верности жизни. Да, она сложна, противоречива, порой мрачна, никогда не признает однозначных истин — но ведь в этом ее прелесть, ее красота. Смерть никогда не была для Пушкина желанной. Он не призывал ее, не ждал: «я все не верую в тебя». Конечно, сложно верить в смерть, когда ты молод и полон сил. Но все же человек всегда знает: пусть она еще далеко и не торопится на встречу с тобой, но она есть. Пушкин знал, что смерть придет.
Она никого не щадит в физическом плане, но в отношении духовном она более милосердна. .Художнику, талантливому человеку всегда уготовано бессмертие. Самый высокий смысл жизни Пушкина заключался в том, что он завоевал себе бессмертие. Ни один обычный человек не может сказать: «Я точно знаю, зачем живу». Отличие поэта в том, что он может сказать: «Я точно знаю, что живу для того, чтобы творить». Любой художник оправдывает свое бытие своим творчеством.



Похожие сочинения


В чем видел А. С. Пушкин свое предназние
А. С. Пушкин на Кавказе: Видел я берега Кубани
«Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем то более разумном и великом…» (А. П. Чехов) Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе (По рассказу Л. Н. Толстого «

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее