Жанр оды в лицейской лирике А С Пушкина - сочинение

Дидактическая цель: овладение процедурой исследования.



Целеполагание:

    Формирование и расширение знаний о жанре оды Формирование умений анализа лирического произведения на основе составления историко-культурного комментария Формирование умений исследовательской деятельности учащихся в составе группы Формирование навыков составления опорного конспекта Формирование и расширение знаний учащихся об идейном смысле художественного произведения 





Вступительное слово учителя Наш урок сегодня посвящен творчеству А. С.Пушкина. Как вы помните, имя поэта неразрывно связано с Царскосельским лицеем, первым в России привилегированным учебным заведением для дворян с университетским уровнем образования и воспитания. Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к первому лицейскому выпуску, он учился в Царском Селе с 1811 по 1817 год. Это время оставило неизгладимый след в творчестве и судьбе поэта. Неслучайно литературоведы выделяют в творчестве поэта Лицейский период. В лицейской программе очень важное место уделялось изучению изящной словесности, лицеисты в большом объёме знакомились с историей мировой литературы и произведениями выдающихся представителей русской словесности 18 века.

- Какие имена вам известны? Но лицеисты еще должны были уметь сами создавать произведения изящной словесности. - Какой срок составляло обучение в Лицее? /6 лет: 3 года – младший курс и 3 года - старший / По окончании младшего курса лицеистам предстояли переводные экзамены, которые в то время носили открытый и очень торжественный характер.

Такое торжественное испытание были запланированы в лицее на октябрь 1814 года, однако в силу объективных причин экзамен был перенесён на январь 1815 года. Юный Пушкин под руководством своего учителя профессора Галича тщательно готовится к этому событию: чтобы показать свои знания и навыки публичного выступления, он пишет стихотворение « Воспоминание в Царском Селе». Именно это стихотворение станет объектом вашего исследования на уроке.



Мотивация Постановка и формулирование проблемы - Какую же исследовательскую проблему поставим перед собой?

Почему Пушкин избирает для своего экзаменационного произведения жанр высокого «штиля»? Прояснение неясных вопросов Какие жанры относятся к высокому «штилю»? Вспомните признаки оды. Формулирование гипотезы - Как вы думаете, почему юный поэт избирает жанр оды? Формулируем гипотезу, которую необходимо будет подтвердить данными исследования:

Избранный жанр позволил юному поэту наиболее полно выразить своё эмоциональное состояние. Ход исследования Планирование деятельности детей (работа в 3-х группах): · Получить раздаточный материал · Прочитать, изучить и обсудить его в группе · Ответить на вопросы · Сформулировать вывод

1 группа «Лингвистический анализ поэтического текста» 1. Найдите элементы высокого «штиля» в предложенном фрагменте; заполните таблицу.



Параметры 	

Примеры
Античные образы 	
Устаревшие словоформы 	
Экспрессивно окрашенная лексика 	
Поэтический синтаксис 	

2. Сделайте вывод, каким стилем написано стихотворение.

2 группа «Образный анализ поэтического текста» Система вопросов: Истолкуйте название стихотворения; в какой форме оно написано. Какое начало данная форма привносит в поэтический текст? Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка. С помощью какого приема показан пейзаж?

Сделайте вывод Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка?

3 группа «Анализ поэтического текста на основе историко-культурного комментария» Используя раздаточный материал, установите: о каких событиях 18-19 веков вспоминает лирический герой? Вывод - представление: 1) лирический герой вспоминает о героической победе русского народа в 18 веке; связывает эти события с событиями своей эпохи – 1812г. //1814г. 2)Пушкин перенимает традиции старших литераторов, «подхватывает» их торжественную песнь, воспевает ратный подвиг своего народа. Итог работы групп

    выступление с подготовленным сообщением ответы на вопросы учителя, учащихся; коррекция результатов исследования обобщение данных исследования, вывод 

- систематизируйте свои наблюдения: 1) стихотворение написано высоким «штилем», 2) это лироэпический жанр: мы выделили эпическое и лирическое начала 3) стихотворение посвящено крупному событию/ - определите, какой поэтический жанр соответствует этим трем критериям - определите пафос стихотворения ( за счет чего он формируется) ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД Организация процесса рефлексии

Слово учителя Обучение в Лицее совпало с войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.

А. С.Пушкин писал:

Вы помните: текла за ратью рать

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас… - Какие эпизоды истории нашего Отечества вы назвали бы в своей выпускной оде?

Учитель русского языка и литературы

Гимназии №1528 г. Москвы

Белянкина Светлана Васильевна



Похожие сочинения


Жанр и композиция романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Эпистолярный жанр повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина




Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Жанр оды в лицейской лирике А С Пушкина