Из статьи «Возврат к Пушкину» - сочинение

Деятельность Пушкина в ее завершенном виде отчетливо делится на две неравные и неравноценные части: главным его жизненным делом было поэтическое творчество, подсобным - распространение в обществе правильных идей о поэзии. Этой второй своей работе он сам придавал громадное значение и вел ее совершенно сознательно, не уставая, на протяжении многих лет. Теория, которую он проповедовал, сложилась у него в зародыше очень рано, уже в 1821 году, и осталась неизменной до конца его жизни, так что на расстоянии 10 или 15 лет он неоднократно излагал ее в тождественных выражениях. Но, во-первых, внутренне она с годами раскрывалась ему самому, во-вторых, в провозглашении ее он становился все более нетерпеливым, можно сказать даже - все более ожесточался по мере того, как убеждался в бесплодности своей проповеди. Он твердил одно - и, кажется, как было не понять это?

Поэт - существо особенное: в нем дышит пламенный дух. Пламенность, Или, другими словами, чрезвычайная бодрость, страстность, живость восприятий и соображений - словом, исключительная Быстрота духовных движений - В противоположность задержкам, косности, длительному пребыванию духа в его частных образованиях - вот отличие поэта.

Эта стремительность духа, по мысли Пушкина, тем совершеннее, чем более она постоянна и длительна, потому что только в постоянстве она обретает спокойствие - «необходимое условие Прекрасного». Итак, поэзия есть гармонический восторг, поэт - пламенный дух. Говоря о поэте, Пушкин неизменно скажет: пламень, гореть и т. п.: «Единый Пламень Их волнует» поэтов; «С младенчества дух песен в нас Горел, / И дивное волненье мы познали»; «...

алтарь, где твой огонь горит»; особенность поэта - « Пламенные порывы Чувства и воображения». Нести людям жар и свет своего пламени - таково призвание поэта, предуказанное свыше; Бог повелевает поэту-пророку: Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Но люди, толпа - также по воле Бога - не понимают поэзии, не Умеют принять ее бесценный дар, Бесценный для них самих, и в этом - несчастие, ущерб, губительный для обеих сторон: поэт страдает, видя бесплодность своих усилий, толпа хиреет вдали от животворящей поэзии. Толпа, в отличие от поэта, - это люди, в которых духовная жизнь совершается медлительно, коснеет в своих проявлениях, стынет в остановках - словом, люди Холодного Духа. Именно в силу косности своего духа толпа считает косность или медлительность духа - нормою и потому не видит в поэзии ничего ценного; напротив, поэзия, какова она подлинно есть - пламенность духа, кажется ей уродством и ненужностью.

Толпа, разумеется, чувствует силу поэзии, ее действенность, но чувствует почти физиологически, как некоторую формально-психическую энергию. Поэт «сердца волнует, мучит, как своенравный чародей»; и вот наступает худшее; в косности своей толпа предъявляет поэту соответственные требования; он должен употреблять силу, дарованную ему свыше, не на бесцельный бег духа, а на устроение его Остановок, На закрепление и меблировку Станций.

Непонимание толпы поэт еще может снести, хотя и с двойной болью - за себя и за самую толпу; но вмешательства в свой труд он не вправе, не смеет терпеть во имя призвавшего Бога. И Пушкин пятнадцать лет яростно, можно сказать истекая кровью, боролся за свою поэтическую свободу, за свободу поэта вообще...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Из статьи «Возврат к Пушкину»