Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» - сочинение

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Поэт заставляет забыть все мелочи и заботы жизни, пробуждает в человеке все лучшее, глубокое и настоящее. Он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть его мыслей и чувств невозможно.

В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера. Тема исторического прошлого родины всегда волновала поэта. Им было написано такое произведение, как «Песнь о вещем Олеге». Это стихотворение описывает конкретное историческое событие, определенную эпоху.

«Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 г., в ней дается поэтическая версия кончины великого русского князя, который прославился своими удачными военными походами и победами над сильными врагами:

 

    Как ныне сбирается вещий Олег

    Отмстить неразумным хозарам,

    Их села и нивы за буйный набег

    Обрек он мечам и пожарам;

    С дружиной своей, в цареградской броне,

    Князь по полю едет на верном коне.

 

Согласно летописи Олег совершает поход на Царьград, столицу греческой империи. Он велит вытащить корабли на сушу, поставить их на колеса и поднять паруса. Видя, как на их город посуху движутся морские суда, греки в ужасе соглашаются немедленно выплатить любую дань. Правда, они предпринимают попытку изменить ход войны в свою пользу и выносят Олегу в знак мнимого гостеприимства отравленные пищу и вино. Но хитрость не удается, потому что Олег не принимает угощения. С тех пор прозвали Олега вещим (мудрым). Это случилось не только потому, что он предугадал попытку отравления, но и потому, что он умел предвидеть ход событий и управлять ими, обеспечив удачный исход великой военной кампании.

Кроме того, важное место в стихотворении занимает тема рока, предопределенности будущего:

 

    Твой конь не боится опасных трудов;

    Он, чуя господскую волю,

    То смирный стоит под стрелами врагов,

    То мчится по бранному полю,

    И холод, и сеча ему ничего…

    Но примешь ты смерть от коня своего.

 

Так начинается у автора процесс сомнения, процесс перехода к примирению с действительностью. Он еще будет не раз прерываться в творчестве Пушкина. Иногда поэт будет верить и в лучшее будущее.

Понятие «судьба» занимает центральное место в этом стихотворении. Жизнь человека – это не только область разума, она наполнена чувствами, эмоциями, волнениями:

 

    Волхвы не боятся могучих владык,

    А княжеский дар им не нужен;

    Правдив и свободен их вещий язык

    И с волей небесною дружен.

    Грядущие годы таятся во мгле;

    Но вижу твой жребий на светлом челе.

 

Существование такого русского князя, как Олег, – это историческая правда, и автор взял этот факт за основу своего произведения, описал его подвиги, его сильную личность, смелый характер. Но поверье о предопределении судьбы является мифологическим, образным выражением идеи о неизменности законов природы и мироздания. Идея судьбы возникла еще в первобытном обществе, когда человек только начинал понимать и осознавать зависимость своей жизни от окружающей его природы и людей.

Легенду о смерти Олега Пушкин знал с детства, и ее драматизм поразил воображение поэта. Используя эту легенду, он переработал ее, выделив мотив привязанности князя к своему коню и добавив новый образ вдохновенного кудесника, имеющего особую значимость.

 

    Из темного леса навстречу ему

    Идет вдохновенный кудесник,

    Покорный Перуну старик одному,

    Заветов грядущего вестник,

    В мольбах и гаданьях проведший весь век.

    И к мудрому старцу подъехал Олег.

 

Считается, что змея – признак смерти и хаоса, основной символ зла и греха.

Судьба может быть подвластна богам, ассоциируется с их волей, а может властвовать над ними. Человек не может предотвратить то, что ему предопределено, потому что от судьбы никуда не уйдешь, ее не изменишь.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге»