История мятежа в русской литературе (Русский бунт в изображении А С Пушкина) - сочинение

Тема мятежа занимала всех без исключения литераторов в начале 19-го века, потому что европейский мир жил в эпоху перманентной революции, начало которой положила Великая Французская революция. Русский поэт не мог не откликнуться на эту тему еще и потому, что история России изобилует самыми кровавыми мятежами.
В 1773 - 1775 годах на юго-востоке Российской империи вспыхнула крестьянская война под водительством донского казака Емельяна Пугачева. События восстания получили отображение в двух произведениях Пушкина: в монографии «История Пугачева» и повести «Капитанская дочка», которая не зря написана в форме мемуаров очевидца Гринева. До Пушкина дошли устные рассказы и исторические документы об офицере 18-го века Шванвиче, который перешел на сторону Пугачева и служил ему «со всеусердием». Есть другие исторические свидетельства: например, «счет Савельича» за заячий тулупчик - это подлинный архивный документ, косвенное свидетельство великодушия Пугачева.
Реальная историческая фигура офицера Шванвича чрезвычайно заостряла тему об отступничестве молодого барина от присяги Ее Величеству. Гвардеец, участвующий в народной смуте, выступал как новый романтический герой. В правительственном сообщении 1775 года о наказании Пугачева и его сообщников имелась сентенция о подпоручике Шванвиче, которого предполагалось, «лишив чинов и дворянства, ошельмовать, переломя над ним шпагу», за то, что он, «будучи в толпе злодейской, слепо повиновался самозванцевым приказам, предпочитая гнусную жизнь честной смерти». Пушкин разделил реального Шванвича на две литературные ипостаси - героя Гринева и подлеца Швабрина.
Александр Радищев, свидетель Пугачевского восстания, в своем произведений «Путешествие из Петербурга в Москву» открыто призывал к крестьянской революции, но не дал ее художественного образа. В декабристской литературе тоже нет изображения восстания крестьянства. Рылеев в «Думах» и поэмах не создал образов ни Разина, ни Пугачева, а только крушителя ляхов атамана Наливайко, который выражал лишь национально-религиозную идею русской независимости. Сергей Аксаков не без основания называл восставших «сволочью», но дал только мимолетные эскизы восстания Пугачева, известного ему по рассказам родителей.
Меж тем бунт «сволочи» против дворянства был страшен особенно тем, что восставшие убивали целенаправленно. При взятии Белогорской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнетающего сироту из народа (Маша Миронова - дочь офицера, не выслужившего еще потомственного дворянства). И в то же время автор правдиво рассказывает в «Пропущенной главе»: «Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачевым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных».



Пушкин исторически верно показал, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновенно «пьянели» от ненависти к помещикам-офицерам. В сцене приезда Гринева в Бердскую слободу караульные крестьяне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный приезд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворянина-помещика. Весьма правдиво представление офицера Гринева о Пугачеве как о вожде крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. Но на всем протяжении романа Пушкин показывает народный «гуманизм» Пугачева, делает его способным проявлять милосердие и быть справедливыми к избранным им людям. Это отнюдь не было идеализацией главаря черни. Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому «барину». Пушкина интересовала деятельность Пугачева как вождя крестьянского восстания. Пушкинский Пугачев даровит, даже талантлив как военачальник. Добродушие и простосердечие Пугачева - также черты характера народного. Ведущее в образе Пугачева - величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит сказка, аллегория трагизма судьбы Пугачева. В образе Швабрина изображены типические черты «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени, воспринявшей вольтерьянство только как основание для циничного скептицизма и для чисто эгоистичного и грубо-эпикурейского отношения к жизни. Он исполнен равнодушия и презрения к простому и честному мелкослужилому люду, чувство чести в нем развито очень слабо. Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Большое значение имеет образ Екатерины II. Пушкин раскрывает душевную связь, которая реально существовала между императрицей и широкими кругами дворянства. Екатерина дает высокую оценку героизму заштатного капитана-пограничника Миронова. Но в изменении лица Екатерины при чтении просьбы о помиловании Гринева, дружившего с Пугачевым, в ее холодном, спокойном отказе раскрывается справедливая беспощадность царицы к народному движению. Не обличая Екатерину прямо, Пушкин просто нарисовал образ самодержицы исторически правдиво. Я считаю, что Пушкин наиболее правдиво отразил все черты народной смуты в повести «Капитанская дочка». Она может служить предостережением нынешним правителям России, что обнищание народа и национальное унижение не может длиться бесконечно. А о том, что такое «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - смотри у Пушкина, как говорится в учебниках.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > История мятежа в русской литературе (Русский бунт в изображении А С Пушкина)