Какие «чувства добрые» пробуждает поэзия А С Пушкина I вариант - сочинение

Iвариант
В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, подытоживая свою жизнь, пишет:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Свобода противопоставляется не рабскому, а именно «жестокому» веку. Истинная свобода не приемлет жестокости, ведь жестокость — проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр и милосерден.
И поэт не учил людей добру, а именно «пробуждал» в душе то доброе, что и так в ней было заложено, — милосердие, терпимость.
В любовной лирике Пушкина на смену романтическим безумствам «Черной шали» приходит светлое, глубокое чувство гармонии, обожествления возлюбленной («Мадонна», «Жил на свете рыцарь бедный...»). В то же время, любовная лирика Пушкина никогда не провозглашала аскезы. Напротив, это торжество гармонии духа и плоти.
Дружба, как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства требуют от личности бескорыстной самоотдачи. Как горяч и искренен Пушкин в своих дружеских посланиях, как свято для него понятие «дружества»! Удивительным душевным теплом согреты строки:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
Ия судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,



Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Одна из важнейших проблем человеческого бытия — взаимосвязь личности и мира. Это не только социальная, но и философская проблема («Я» и космос, Вселенная). В осмыслении такого рода сложных мировоззренческих вопросов тоже необходимы «чувства добрые». Прежде всего для Пушкина очень важно понять, что такое свобода. Лирический герой поздней пушкинской поэзии уже не пламенный борец с тиранами, не проповедник, мысливший дать народам волю, но мудрец, постигший, что нет гражданской свободы без внутренней, духовной свободы каждого человека. Свобода в понимании Пушкина обретает абсолютную самоценность, превышающую по значимости все сущее в мире: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Так переосмысливает Пушкин понимание счастья. «Покой и воля» — вот высшие ценности бытия, необходимые, как воздух, ибо без них поэт задыхается. Поэтому так парадоксально говорит Пушкин о смысле жизни: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Жизнь — не веселье, это труд, работа, бесконечное напряжение мысли и духа. Только тогда возможны минуты истинного счастья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. Одна из ключевых тем творчества зрелого Пушкина — совесть. Проблема дома и счастья в их соотнесенности — едва ли не центральная проблема духовной жизни русского народа. Для пушкинской поэзии чрезмерно важно соотношение личных мыслей и чувств поэта с вечными духовными ценностями. Глеб Успенский писал об .открытии памятника Пушкину в 1880 году в Москве: «Положительно скажу, все, кто ни был тут, пережили и никогда не забудут не столько сильного — нового впечатления этой минуты. Человек удостоился быть увековеченным потому, что «пробуждал чувства добрые»».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Какие «чувства добрые» пробуждает поэзия А С Пушкина I вариант