Как утверждает Пушкин народность своей поэзии - сочинение

Белинский считал гуманность основным свойством поэзии Пушкина: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это делает лирику Пушкина особенно дорогой и близкой нам, людям нового мира. В основе нашего мировоззрения лежит социалистический гуманизм, исключающий всякий социальный гнет и неравенство, утверждающий подлинную свободу личности и достоинство человека. Высокая оценка Пушкиным человека, восхищение веем истинно гуманным связаны у поэта с оптимизмом, верой в победу светлых начал в истории общественного развития и в душе человека. Вспомним стихотворение «Арион». В греческом первоисточнике это довольно мрачная легенда. Светел лишь образ певца Ариона. У Пушкина стихотворение полно бодрости, веры в будущее, радости, вопреки тяжелой судьбе поэта и его поколения.

Стихотворение заканчиваете^ оптимистически. Еще ярче оптимизм Пушкина, его вера в «бессмертное солнце ума» выражены в «Вакхической песне» (1825). Изучая стихотворения Пушкина, мы наблюдали развитие его стиля от классицизма к романтизму и затем к реализму. Талант Пушкина был так многообразен, что поэт сумел создать истинно великие произведения и в духе классицизма («Воспоминания в Царском Селе»), и в духе романтизма («К морю»), и в духе реализма («Вновь я посетил... »). «Пушкин, которого поэтический гений носил в себе все элементы жизни, которому доступны и родственны были все сферы духа, все моменты всемирно-исторического развития человечества, который был столько же поэт классический, сколько поэт романтический и поэт новейшего времени...» — писал Белинский.

Пушкин — «поэт действительности». «Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия»2. Белинский дал глубокую и емкую характеристику формы лирических стихотворений Пушкина: «Каждое его стихотворение есть отдельный мир, замкнутый в самом себе, полный собственных сил, чуждый всяких несвойственных ему элементов, всего постороннего и лишнего, свободно движущийся в своей сфере. Как верна у Пушкина всякая мысль, всякое чувство и всякое ощущение, так верен у него и всякий образ, каждая фраза, каждое слово. Все на своем месте, все полно, ничего недоконченного, темного, неточного, неопределенного. Определенность есть свойство великих поэтов, и Пушкин вполне обладает этим свойством». Не менее выразительно охарактеризован Белинским пушкинский стих: «Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладфстен, мягвк, как рвпет волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как мфлния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря...

Если §ы мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, чт^ это п# преимуществу поэтический, художественный, артистический стих,— этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина...» «Достоинство пушкинского стиха состоит не в одной легкости — легкость одно из второстепенных качеств его: нет, достоинство этого стиха заключается в его художественности, в этой органической, живой соответственности между содержанием и формою, и наоборот. В этом отношении стих Пушкина можно сравнить с красотою человеческих глаз, оживленных чувством и мыслию: отнимите у них оживляющие их чувство и мысль — они останутся только красивыми, но уже не божественно прекрасными глазами».

Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым, Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие ответные чувства. «Записки о Пушкине» И.

И. Пущина проникнуты подлинным культом дружбы и такой глубокой любовью к великому поэту, которая захватывает своей сердечностью и сейчас.

В свою очередь сколько теплоты и преданного дружеского чувства мы находим в стихах, посвященных Пушкиным своему первому другу! Надо непременно рассказать- в классе о дружбе Пушкина и Пущина их собственными словами — отрывками из «Записок о Пушкине» и стихами поэта. Пущин вспоминает, как зарождалась и постепенно росла дружба между ним и Пушкиным в стенах Лицея.

«Чтобы полюбить его настоящим образом,— говорит Пущин о поэте, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами это как-то скоро и незаметно устроилось».

После окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою; я как будто вдруг получил особенное значение в собственных глазах... Первая моя мысль была открыться Пушкину: он всегда согласно со мною мыслил о деле общем, по-своему проповедовал в нашем смысле — и изустно и письменно, стихами и прозой».

После деятельного участия в событиях 14 декабря 1825 г. Пущин был арестован.

В его «Записках» мы читаем: «Сцена переменилась. Я осужден; 1828 года, 5 января привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец, с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом.

В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г.

Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было:

    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Как утверждает Пушкин народность своей поэзии