Сравнительная характеристика образов Моцарта и Сальери - сочинение

...Гении и злодейство —

Две вещи несовместные.

А. Пушкин. Моцарт и Сальери

В основу «маленькой трагедии» Пушкина о Моцарте и Сальери положена известная легенда о смерти знаменито­го композитора от руки друга-музыканта, завидующего его славе и таланту.

Перед нами предстают два человека, чья жизнь тесно связана с музыкой, но цели и мотивы творчества — раз­личны. Сальери с детства увлекся музыкой и поставил себе целью постичь тайну чудесных звуков, заставляющих людей плакать и смеяться. Но, упорно обучаясь, стремясь придать пальцам «послушную, сухую беглость и верность уху», он выбрал дорогу ремесла:
...Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.

Лишь достигнув намеченных результатов, музыкант «дер­знул... предаться неге творческой мечты». Претерпевший за время обучения множество невзгод и лишений, Сальери относится к написанию произведений как к тяжелому кро­потливому труду, заслуженной наградой за который явля­ются успех и слава.
Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась...

Именно поэтому он не приемлет «легкомысленного» от­ношения Моцарта к своему великому таланту. Но для Моцарта музыка — это всегда радость творчества, внут­ренняя свобода. Он независим от мнения окружающих. Легко, без принуждения дается ему волшебное искусство, вызывая зависть и раздражение Сальери:
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,



Трудов, усердия, молений послан — А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?.. Для самолюбивого и гордого Сальери непостижимо то, что наделенный божественным даром композитор может остановиться, чтобы послушать безыскусную игру слепого уличного музыканта и еще находить в этом удовольствие. Сальери обескуражен и раздражен предложением Моцар­та разделить его радость: Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери. Непосредственному и веселому восприятию жизни Мо­царта Пушкин противопоставляет нравственную ограни­ченность Сальери, которая и приводит его к мысли отра­вить великого композитора. Свои зависть и ревность Са­льери оправдывает ложным беспокойством о судьбе ис­кусства, которое, будучи поднято Моцартом на недосягае­мую высоту, будет обречено вновь пасть вниз после его смерти: ...я избран, чтоб его Остановить — не то мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки, Не я один с моей глухою славой... Позиции Сальери противопоставлена убежденность Моцарта в том, что «гений и злодейство — две вещи несов­местные». Моцарту чуждо самолюбование и гордыня, он не возвышает, а приравнивает себя ко всем, умеющим чув­ствовать «силу гармонии»: Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Я думаю, что именно истинный талант и внутренняя свобода ставят Моцарта выше Сальери, который навсегда останется в проигрыше после смерти своего замечательно­го друга, потому что с нечистой совестью никогда не при­коснуться к тайнам надчеловеческого...






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Сравнительная характеристика образов Моцарта и Сальери