ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А С ПУШКИНА - сочинение

Пушкин с юношеских лет сознавал высокое назначение поэзии и ответственность поэта за высказанное. Уже в 1818 году в стихотворении «К Н. Я. Плюсковой», написанном по заказу в честь императрицы, поэт с гордостью утверждает независимость своей «лиры скромной, благородной», неспособность к лести, предельную искренность поэтического творчества, а также особое место поэзии в иерархии ценностей: «Свободу лишь учася славить, стихами жертвуя лишь ей...» А. С. Пушкин с достоинством оценивает свое поэтическое творчество, считает себя выразителем жизненной правды:
Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Однако только объективно отражать жизненные реалии — удел летописца, а не поэта. Главная задача поэзии — пробуждение национального самосознания, стремление к духовному совершенствованию. Поэт должен уметь достучаться до сердца человека, заставить его взглянуть на свою жизнь по-новому, внушить ему высокие идеалы социальной справедливости. Иногда Пушкин с горечью констатирует невозможность в полной мере передать свои чувства читателю:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Наиболее полно представления Пушкина об общественной роли поэта как мудрого и страстного провидца исторической народной судьбы, как высокого избранника воплотились в стихотворении «Пророк». В основу легла библейская легенда об очищении посланником Бога серафимом человека, избранного для выполнения высокой миссии: нести голос Бога людям. Проникнутое возвышенным лиризмом стихотворение воспринимается вначале как молитва, а в конце — как гимн. Жестокие, кровавые образы символизирует напряженную, самоотверженную работу над собой поэта, претендующего на роль народного трибуна, духовного вождя нации:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Поэт должен избавиться от ложного сострадания к слабостям человеческим, проявлять твердость и даже жестокость в деле
высокого служения. Пушкин убежден: поэт, служа искусству, должен отречься от всего суетного, «мирского», по-другому видеть и слышать, забыть о своем слабом человеческом сердце. И торжество идеалов свободы, истины, добра станет поэту достойной наградой за самоотречение. Бог призывает лирического героя решительно следовать высокому призванию и открывать человечеству слова истины:
Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,



Глаголом жги сердца людей. Написанное несколько позднее стихотворение «Поэт» заметно отличается от «Пророка» по эмоциональному строю, стилистике, лексическим средствам. Поэт в нем изображен не в минуты творческого вдохновения, духовного подъема, а в обыденной жизни, когда «в заботах суетного света он малодушно погружен». Но это не снижает тональность стихотворения, а просто делает его более интимным. Пушкин резко противопоставляет две стороны жизни поэта: творец и обыватель, причем возвеличивает первую ипостась. Временное погружение поэта в заботы суетного света подчеркивает его отчужденность от мира и утверждает, что подлинная жизнь творца — в искусстве. В обыденной жизни поэт — никто, «тоскует он в забавах мира», а оживляет его — вдохновение, «на берегах пустынных волн», вдали от «людской молвы», где создается мир, в котором он от «детей ничтожных мира» поднимается до вершин человеческого духа. ' Стихотворение «Поэт» похоже на авторскую исповедь, которая в силу своей глубокой значимости приобретает и общечеловеческое значение. Пушкин действительно часто отдавал дань светской жизни, что истощало его силы. Поэтому и стремился он в деревенскую глушь, к умиротворяющей природе, всегда вдохновляющей поэзию. В проблемном, вызвавшем множество споров стихотворении «Поэт и толпа» толпа порицает поэта за бесполезность: «Как ветер, песнь его свободна, зато как ветер и бесплодна: какая польза нам от ней?» Но поэт резко парирует несправедливые нападки, упрекает толпу в приземленности и недостатке воображения: Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы все — на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Поэт уверен, что цель поэзии — в духовном развитии человечества, в пробуждении человеческой мысли, а воплощенные в стихах поэтические идеи — не прописные истины, а пища для пытливого ума. В заключительных строках стихотворения Пушкин отстаивает независимость поэтов от прямого участия в конкретных жизненных коллизиях: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Пушкин не сторонник теории «чистого искусства», как это утверждали многие, ссылаясь на строки его стихотворения «Поэт и толпа»: «Подите прочь — какое дело поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, не оживит вас лиры глас!» На самом деле тема призвания поэта исследуется в этом произведении более глубоко. Проблемы, связанные с высоким предназначением поэта, рассматриваются в новом аспекте: может ли и должна ли поэзия приносить прямую пользу человеку? В чем заключается ее значение и польза? Пушкин проник в глубинные истоки проблемы, в сложный процесс воздействия поэзии на умы людей и определил истинную сущность творчества. Пушкин отстаивал право творца быть взыскательным судьей, ибо настоящий поэт — самый строгий критик своего творчества; проповедовал творческую самостоятельность и независимость от «суда глупца и смеха толпы холодной»: Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А С ПУШКИНА