Тема «маленького человека» в русской и советской литературе («Маленький человек» Александра Пушкина) - сочинение

«Маленький человек» Александра Сергеевича Пушкина был призван оттенять контраст между великим и малым в истории государства Российского. Реформа Петра строилась на крови народной. А вслед за ним пошло по цепочке: просвещенное самовластие - развитая демократия - реальный социализм - постсоветская демократия. И нигде и никогда у нас без крови власть не обходилась.
Вместе с тем этот вспомогательный образ весьма пригоден для выражения обобщенной идеи всемирности, мысли о выпадении современного человека из исторического бытия в частную жизнь и даже в «подполье» Достоевского. Первая идея у Пушкина развивается в цикле «Маленьких трагедий» со скупым рыцарем и мелочным пройдохой Доном Гуаном. Вторая идея возвращает читателя на отечественную почву, отсылает к «Повестям Белкина» со скромным станционным смотрителем и самим Белкиным. Но ярче всего образ «маленького человека» очерчен поэтом в поэме «Медный всадник».
Сам образ Медного всадника - реально существующий памятник Петру работы скульптора Фальконе - в поэме Пушкина наделяется чертами живого существа. Лицо всадника возгорается гневом, «какая дума на челе», он скачет за Евгением, как бы становится символом государства, основанного Петром. Символична картина наводнения, апофеоз бездушной власти, которая топит всех, то есть равняет всех с уровнем житейского моря.
В «Медном всаднике» прямо упоминаются три царствования. Они и есть три узловые эпохально-временные точки поэтического действия, три культурно-исторических слоя. Первая из них - эпоха дел Петровых и строительства Петербурга:
На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн,
И вдаль глядел.
Не в 21-й ли век? Глянул, надо думать, и ужаснулся тому, что сталось с его наследием. С другой стороны, Петр «в Европу прорубил окно», основав новую столицу, но что дало это «маленькому человеку»? Такое же ощущение ненужности его для государства, собственного ничтожества, что ощущается и теперь. Второй исторический аспект поэмы вводит нас в эпоху Александра Первого. «Прошло сто лет» со смерти Петра, основное действие поэмы происходит в тревожные дни наводнения 1824 года:
В тот грозный год Покойный царь еще Россией Со славой правил. На балкон Печален, смутен, вышел он И молвил: «С божией стихией Царям не совладать». Он сел И в думе скорбными очами На злое бедствие глядел.
И, наконец, поэт дает нам некоторые обозначения и приметные вехи «третьего» царствования, третьей эпохи, когда на трон взошел Николай Первый:
И перед младшею столицей Померкла старая Москва...



Медный всадник - это как бы Петр и дело Петра одновременно, обобщенный символ величия государства. А перед ним, оседлавшим вздыбленного коня истории, расстилается мертвый каменный город. Единственный живой человек - мелкий чиновник Евгений, похожий на букашку рядом с бронзовым кентавром среди домов-утесов. Потомок старинного дворянского рода из пращуровых «столбцов», он измельчал в заботах о куске хлеба насущного. В своем ничтожестве он оказывается свидетелем страшного наводнения, его невеста гибнет у него на глазах. Евгений потрясен до безумия, его тревожат теперь думы о том, кто повинен в гибели людей. Измученный, он оказывается на площади перед Медным всадником. И у безумного зарождаются «крамольные» мысли: это Петр Великий заложил город на гнилом болоте, чтобы уморить все русское. У сумасшедшего Евгения впервые «прояснились» мысли именно в припадке безумия, когда он дерзнул осудить державные замыслы бронзового владыки. Что это за Россия такая, которую Петр основал? Крамольные мысли приводят к не менее крамольным выводам и вынуждают на поступок: Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! - Шепнул он, злобно задрожав, - Ужо тебе!..» И вдруг стремглав Бежать пустился. Бунт Евгения бесперспективен, человек перед российским государством - бессилен. Заканчивается поэма картиной заброшенного, пустынного острова, где похоронен Евгений. Печально-трогательная картина забытой могилы говорит о сочувствии автора к герою. Ему жаль безумца, растоптанного страшным и беспощадным Медным всадником, демоном государства, топчущим все живое.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Тема «маленького человека» в русской и советской литературе («Маленький человек» Александра Пушкина)