Тема поэта и поэзии в лирике А С Пушкина 1 вариант - сочинение

В каждом поколении возникает спор о задачах литературы, о том, каким должен быть поэт. И Пушкин решал эти вопросы на протяжении всей своей жизни, и потому его произведения — четкие ориентиры в сложных проблемах поэтического творчества.
Стихи Пушкина показывают, что поэт — в полной мере творческая личность. Творческая личность, прежде всего, личность изменяющаяся, увлекающаяся и вновь ставящая перед Собой самые сложные вопросы и отвечающая на них по-разному. Например, в ранней оде «Вольность» назначением поэзии автор считает решение политических вопросов: «...воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок». Однако, в стихотворении, написанном примерно тогда же, когда и «Вольность», в послании «К Н. Я. Плюсковой» миссия поэта осмыслена в более глубоком, философском плане:
...И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Здесь назначение искусства видится в том, чтобы отозваться на тончайшие нюансы душевной жизни своего народа. Именно это имел в виду Н. В. Гоголь, когда писал, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии...».
Поэтому основное определение для поэта у Пушкина — пророк. Стихотворение с таким названием Пушкин написал в 1826 году. Это стихотворение о превращении поэта в пророка, вестника Божьей воли. Цена, которую платит пророк за дар «божественного глагола», — изнуряющая духовная работа. И когда все возможности мира для него исчерпаны и ничто не может утолить духовной жажды, — появляется на перепутье шестикрылый серафим и свершается превращение:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,



И дольней лозы прозябанъе. И с этого момента изменяется окружающий поэта мир: то, что раньше было «пустыней мрачной», наполняется красками и звуками. Вместо «празднословного и лукавого» языка пророку дано «жало мудрыя змеи». Это очень глубокий образ. С одной стороны, змея — символ мудрости, слово пророка — всегда мудрое слово. С другой — образ змеиного жала ассоциируется с меткостью поэтического слова. Даже «трепетного сердца» человеческого не остается у поэта: «И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Этот уголь должен вечно жечь поэта, не давать ему ни на минуту забыть о своем высоком предназначении. И только тогда Бог взывает к пророку. Нет искусства без вдохновения. Поэт не может подчиняться каким-либо практическим задачам: он служит Богу, подчиняется — вдохновению. Только тогда поэтическое слово будет «жечь сердца людей». Творческое и человеческое кредо Пушкина едины. Он сам определяет, что главное в его поэзии: не учить людей, не проповедовать, а пробуждать «чувства добрые» в их душах, стремиться дать людям импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе — единственное, к чему может и должно апеллировать искусство.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Тема поэта и поэзии в лирике А С Пушкина 1 вариант