Тема поэта и поэзии в лирике А С Пушкина 2 вариант - сочинение

Каждого поэта на протяжении жизни волнует вопрос о назначении поэтического творчества, о роли его в обществе. А. С. Пушкин высоко оценивал значение деятельности поэта, введя в творчество понятие поэта-пророка.
Уже в ранних своих стихотворениях он задумывался над задачей, ^олью, судьбой поэта в современном ему обществе.
Так, в одном из первых стихотворений «К другу стихотворцу» выразились размышления поэта:
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки;
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы...
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.
Сквозь все творчество Пушкина проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Однако, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали, он все же осознанно избирает путь литературного творчества: «Мой жребий пал; я лиру избираю».
Пушкин в своих стихах стремился осознать и передать силу воздействия поэзии на общество. Свои стремления он выразил в элегии «Деревня».
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар ?
Пушкинское понимание роли поэта и поэзии наиболее полно выразилось в стихотворении «Прррок». Автор размышляет о том, куда должен двигаться поэт, чтобы его поэзия принесла пользу обществу. Здесь поэт отождествляется с пророком, призванным служить людям, тревожить их мысль, пробуждать к постижению жизни. С древних времен пророк представляется истолкователем божьей воли, беспристрастным судьей настоящего и предсказателем будущего. Пророк — всегда томим «духовной жаждою», он выступает защитником угнетенных. Трудный процесс превращения простого человека в глашатая истины и отражен в стихотворении Пушкина. После прикосновения серафима поэту- пророку понятно все — «неба содроганье» и «дольней лозы про- зябанье». Серафим вырвал «грешный язык» и вложил в уста его «жало мудрыя змеи».
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,



Во грудь отверстую водвинул. В этом стихотворении с невероятной силой звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Пушкин осознает божью волю и главную задачу поэта: «Глаголом жги сердца людей». Поэт-пророк, наделенный могучей властью над умами, появляется и в его «Подражаниях Корану». Задачи поэта Пушкин раскрывает и в стихотворении «Лицинию», где, вспоминая римского сатирика Ювенала, он пишет: Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, В сатире праведной порок изображу, И нравы сих веков потомству обнажу. Поэт для Пушкина — борец, неподкупный голос которого становится «эхом русского народа». Поэзия в его понимании должна быть откликом «на всякий звук», на всякое событие в жизни страны и народа. Во многих своих стихотворениях Пушкин противопоставляет поэта светскому обществу, которое называет презрительно и гневно: «толпа», «чернь». Он защищает мысль о свободе поэта от этого общества, от невежественных гонителей, «гордых невежд» и «знатных глупцов». Поэзия для него всегда была высочайшим проявлением творческого духа. Свободу творчества, независимость личности поэта Пушкин считал обязательным условием нормальной творческой деятельности. Он обращается к поэтам с призывом: .. .Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. В своих стихотворениях «Поэту», «Поэт», «Эхо», посвященных теме поэта и поэзии, он развивает свои взгляды на задачи поэта. Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств. Он не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна «парить». Его поэт идет «своим путем», определенным ему высоким призванием, не требуя наград за свой «благородный подвиг». На протяжении всего творческого пути поэта оставались неизменными его стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, сознание глубокой связи с народом, отказ воспевать царей. Веру в могущество поэтического слова, в бессмертие поэта-пророка, который является голосом народа, Пушкин пронесло конца своей жизни. Он уверен, что его поэтическое наследие станет достоянием народа: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык... Ставя себе при жизни «памятник нерукотворный», поэт завещает своим последователям-поэтам оставаться верными «веленью божию», оставаясь спокойно равнодушными к хвале и клевете, к осуждениям глупцов и смеху толпы.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > Тема поэта и поэзии в лирике А С Пушкина 2 вариант