судьба поэта и поэзии у Пушкина - сочинение

Обязательная литература: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Памятник» (1836). Пушкин был первым профессиональным поэтом в России, то есть он первым отказался от всякой службы ради свободного творчества. Совершенно естественным поэтому было для него стремление оценить место поэта и поэзии в обществе, решить вопрос о предназначении поэзии, о смысле поэтического творчества. В конце концов, произведения поэта выносятся на суд толпы, на суд народа. Как относиться к этому суду? Зависеть ли от мнения толпы? Угождать ее переменчивым вкусам? Или быть самому себе высшим судьей?

Эти вопросы не могли не волновать Пушкина. По Пушкину, поэт, погруженный в суетность света, — один из самых «ничтожных детей» мира. До тех пор, пока вдохновение не посетит его, он будет погружен в «холодный сон». Но стоит лишь «божественному глаголу» коснуться его слуха, как поэт осознает свое предназначение. Он бежит от людей, уходит в мир своих переживаний, не доступных пониманию толпы.

Быть может, своим творчеством он и не принесет практической пользы, не исправит «сердца собратьев», из которых многие — «клеветники, рабы, глупцы». Но в поэзии, считает Пушкин, и не нужно искать практической пользы. Поэзия самоценна. Добро заключено в ней самой.

И те, кто могут услышать истинную поэзию, обязательно услышат и оценят ее. Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья. Для звуков сладких и молитв. («Поэт и толпа») А сердца тех, кому не дано понять истинную ценность поэзии, «не оживит. .. лиры глас». Они всегда будут считать поэзию «бесплодной» подобно ветру.

Поэт должен суметь уберечь себя от клеветы и нападок толпы. Затворничество, бегство из суеты света не делает поэта изгоем.

Он сам отвергает общество. В стихотворении «Поэту» Пушкин уподобляет это затворничество поэта одиночеству царя: «Ты царь: живи один».

Поэт-царь. Поэт-судья. Поэт-пророк. Вот уровень пушкинского осмысления предназначения поэта на земле.

Поэт способен вынести высший суд как самому себе, так и обществу. Он донесет истину до тех, кто сможет откликнуться на его чувства и мысли.

Обратите внимание, как постепенно наступает божественное прозрение поэта, перерождение его в пророка, носителя истины в известном стихотворении «Пророк». Благодаря явлению «шестикрылого серафима» поэт наделяется возможностью видеть и слышать то, что ранее ему было недоступно. В минуту творческого вдохновения он обретает нечеловеческую зоркость, обостренность видения, слуха И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Вместо языка у пророка — «жало мудрые змеи», вместо сердца — «уголь, пылающий огнем». Стихотворение заканчивается суровым, торжественным воззванием к поэту, в котором — призыв стать глашатаем правды, проповедником истины: Восстань, пророк, и видь, и внемли. Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». В стихотворении ярко выражены гражданственные мотивы. Лишь служение поэта истине может разбудить сердца людей. Лишь служение высшему останется в памяти народа: Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пушкин > судьба поэта и поэзии у Пушкина