В чем своеобразие взгляда А А Фадеева на проблему интеллигенции в революции! - сочинение

В качестве представителей интеллигенции в романе «Разгром» выведены такие герои, как Сташинский, Чиж и Мечик. Эти люди, принадлежащие к одной социальной прослойке, весьма различны по своим характерам; они пришли в революцию разными путями и по разным причинам, соответственно, каждый из них по-особому проявил себя в борьбе.
Чиж и Сташинский — герои второстепенные, малозаметные. О Чиже автор дает отрывочные сведения, из которых можно уяснить только то, что он из среды анархистски настроенной городской интеллигенции. О его мелкой душонке можно судить лишь по отдельным, вскользь кинутым фразам, например, по его едкому и ничем не оправданному отзыву о Левинсоне: «Просто хитрый. На нашем горбу капиталец себе составляет». Чиж — личность темная, чувствуется, что автор испытывает к нему антипатию.
Но в романе присутствует и другой тип интеллигента — Сташинский. Это, так сказать, революционно настроенный интеллигент. Слишком скупо описывает его Фадеев, чтобы судить о нем с достаточной долей объективности, но очевиден тот факт, что Сташинский — персонаж положительный. Он поддерживает Левинсона, разделяет с отрядом все лишения и трудности. Одним словом, принадлежность Сташинского к интеллигенции не делает его антиреволюционером. Это просто образованный человек с революционным сознанием. Кстати, автор называет Сташинского в числе тех немногих, кто знает истинную сущность Левинсона, тем самым ставя его в один ряд с Дубовым и Гончаренко. Преимущество Сташинского в том, что он, будучи человеком грамотным, высокообразованным, не приемлет ложной морали, не живет по фальшивым принципам, не стремится к красивым словам и не провозглашает громких лозунгов. Он просто честно делает свое дело. Такую интеллигенцию Фадеев без колебаний причисляет к большевикам.
Самый яркий представитель интеллигенции в романе — Мечик. Он полная противоположность Сташинского. Нет ничего плохого в образовании, в умении грамотно рассуждать, но плохо то, что красивые фразы прикрывают низость, подлость человека. Такая интеллигенция — главный враг революции.
Противопоставление пролетарского и мелкобуржуазного восприятия жизни происходит на всем протяжении романа. Причем в противопоставлении всегда участвует Мечик, этот интеллигент среди необразованных партизан. У Мечика своя мораль, свои понятия о гуманизме, внушенные воспитанием. Понятия эти строятся на том, чтобы проявлять милосердие к каждому отдельному человеку. Мечик не может смотреть шире, мыслить более масштабными категориями. Это кажется даже странным при его любви к рассуждениям. Каковы мотивы поведения интеллигента Мечика и «простого» человека Левинсона? Мечик в своих рассуждениях руководствуется тем, что видит, не стараясь понять подоплеку того или иного поступка, Он сожалеет об отобранной у корейца свинье, тем не менее с удовольствием поедая ее. Левинсон же таким образом спасает отряд от голода. Разумеется, свинья дана автором только в качестве показательного примера. Левинсон в течение долгого времени грабил, обирал, считаясь только с потребностями своего отряда. Он знал, что спасение отряда — это гораздо больше, чем сохранение ста пятидесяти жизней, это победа революции, то есть спасение миллионов. Мечик вопит и рвет на себе волосы, отравляя последние минуты Фролова, а Левинсон ускоряет его неминуемую и мучительную смерть. Мечик никогда не пытался понять побуждения Левинсона. Левинсон — сознательный борец за революцию, Мечик же идет туда, куда его посылают, часто совершенно бездумно. В душе он может протестовать, произносить оправдательные речи себе и обвинительные — другим, но все эти красивости и витиеватости никак не отражаются на его поведении.



Видение Фадеевым роли интеллигенции таково: интеллигенция неоднородна, одни, как Сташинский, принимают и понимают революцию, другие действуют под флагом абстрактной жалости к человеку вообще, они могут создавать целые теории о гуманизме, придумывая множество новых терминов для того, чтобы обозначить такое простое понятие, как милосердие. Они кричат, протестуя против насилия и жестокости. Но самое ужасное — что они и есть самые жестокие люди, потому что, давая точное определение человеколюбию, они никогда не станут применять этот принцип в жизни. Революционеры же, проявляя подчас чисто внешнюю жестокость (отравление Фролова), являются гуманистами не на словах, а на деле. «Разгром» направлен против ложного романтизма, позерства, краснобайства, то есть всего того, что олицетворяет Мечик. Автор пытается показать фактический смысл классовой позиции Мечика, его объективную роль в разгоревшейся борьбе. А роль оказывается самой подлой и низкой: предательство отряда. Это событие было обусловлено (в широком смысле) враждебно-презрительным отношением к народу. Формально являясь членом отряда и революционного движения, Мечик мысленно и духовно далек от этого. Точно так же интеллигенты, подобные Мечику, далеки от революции. Фальшивая мораль фальшивых людей оказывается особенно отвратительной в сопоставлении с грубой, простоватой, но искренней моралью партизан. В «Разгроме» Фадеев провел четкую грань между теми, кто представляет ценность для дела революции, и между людьми никчемными, бесполезными, которые именно в своей бесполезности приносят наибольший вред. В результате в лагерь борцов за революцию попадает такой представитель интеллигенции, как Сташинский. Но, по-видимому, бульшую часть интеллигенции Фадеев относит к таким людям, как Мечик. И совершенно откровенно высказывает, что такая интеллигенция не только не нужна, но и вредна для революции.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Разгром > В чем своеобразие взгляда А А Фадеева на проблему интеллигенции в революции!