Смех — единственное честное лицо в комедии Н В Гоголя «Ревизор» - сочинение

По словам самого Н. В. Гоголя, задумывая комедию «Ревизор», он «решился собрать в кучу все дурное в России». С какой целью? Все очень просто: посмеяться надо всем разом. И комедия вышла «смешнее черта».
Самое интересное, что смех в «Ревизоре» разный по своему характеру. Иногда это шутливо-добродушный, веселый смех, а иногда — смех сквозь слезы, горькая ирония. Но было бы ошибкой думать, что столь смешная комедия написана для того, чтобы повеселить нас, читателей. Напротив, она призывает задуматься над многими вещами. И задуматься серьезно.
Самые нелепые сюжетные положения, столкновения героев, намеки — все это способствует возникновению легкого, веселого и задушевного смеха. Но в равной мере в произведении присутствует злая ирония, ядовитые издевки над миром воров, взяточников, мошенников, лжецов. И тут читателю уже не до смеха, потому что порой становится жутко.
Вспомним, к примеру, те распоряжения, которые городничий в первом действии отдает квартальному. Высокого полицейского «для благоустройства» поставить на мосту. Разметать старый забор. Приказать «службе» отвечать на вопросы приезжего чиновника, что они всем довольны. Вроде бы в этих распоряжениях трудно найти что- то смешное, а между тем Гоголь здесь в высшей степени ироничен.
Он не просто разоблачает, осуждает, бичует. Он раскрывает комическую несостоятельность изображаемых явлений, их нелепость.
Смеясь над безобразным, писатель смотрит на него сверху, с чувством превосходства, иногда — презрения. И его цель состоит отнюдь не в том, чтобы поиздеваться над мелкими «страстишками» мелких «людишек». Ему нужно пролить свет на все то, что люди обычно старательно прячут в тень, чего они иногда стыдятся даже сами перед собой.
Автор ставит своих героев в такие ситуации, когда они проявляют худшие, самые отвратительные из своих свойств. И первый из этих героев — Хлестаков. Стоит ему попасть в вольготную обстановку всеобщего подхалимства, как он показывает себя «во всей красе». Он берет взятки (поначалу, если быть справедливыми, не подозревая, что он это делает), нагло волочится одновременно и за женой, и за дочерью городничего, врет так, что становится стыдно за него, начинает вести себя высокомерно и развязно.



А городничий, от страха уже ничего не соображающий и бормочущий, что унтер-офицерская жена «сама себя высекла»? А Боб- чинский, обращающийся к Хлестакову с просьбой сообщить царю, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский»? Все эти люди, без исключения, жалки, ничтожны и не заслуживают ничего, кроме презрения. Но почему же в «Ревизоре» нет ни одного положительного героя? Что заставило Гоголя так отступить от общепринятых правил написания комедии? Цель писателя состоит в том, чтобы выставить злоупотребления и пороки во всей их неприглядности на унижение и позор, на посмешище всему миру в расчете на то, что гласность — самый нелицеприятный и грозный карающий суд. В обществе, подобном тому, которое описал Гоголь, неоткуда появиться положительному герою. Изображая жизнь провинциальных чиновников, Гоголь сознательно обобщал, заострял такие наиболее характерные для них черты, как лицемерие, суеверность, хвастовство, чванство, невежество, угодничество, жадность, взяточничество, казнокрадство. То есть зло, о котором говорит писатель, приняло облик такого многоголового чудовища, что к нему с какой стороны ни подойди — везде оскаленные пасти. Смех для Гоголя — средство нравственного исправления людей. А поскольку смех можно с полным правом назвать равноценным персонажем комедии, то он и есть тот самый положительный герой. И, в общем, это единственный положительный герой, который в силах бороться с отрицательными персонажами, представленными в комедии. Николай Васильевич очень огорчался, что никто, читая «Ревизора», не заметил этого «единственного честного лица» комедии. А отсутствие живого, из плоти и крови, честного персонажа автор объяснял тем, что будь такой персонаж, все зрители и читатели сразу же перешли бы на его сторону и позабыли о тех, на которых сосредоточил свое внимание писатель, — на чиновниках и мнимом ревизоре. Смех в комедии играет огромную роль. И если подвести итоги, то именно он утверждает торжество правды, честности, справедливости. Гоголь верит в светлое начало, равно как и в торжество правосудия, которое так наглядно демонстрирует нам знаменитая финальная «немая сцена».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Ревизор > Смех — единственное честное лицо в комедии Н В Гоголя «Ревизор»