Хлестаков и хлестаковщина - сочинение

Поразительно, что в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» нет ни одного незапоминающегося образа. Все герои, от городничего до слесарши Пошлепкиной, имеют яркие характерные черты. Для того чтобы сыграть любую (пусть самую незначительную) роль в этой комедии, нужно быть очень талантливым актером, артистом «от бога». Что уж говорить о роли Хлестакова, которую Гоголь называл самой сложной в комедии!
Хлестаков как литературный персонаж — чудо. В создании этого характера проявился весь гений Гоголя. И в первую очередь нужно отметить многогранность образа Хлестакова. В русской комедии, существовавшей до Гоголя, каждый отрицательный герой являлся воплощением какого-нибудь одного порока. И порок этот, естественно, был слишком преувеличен, ведь персонаж на протяжении всего действия должен был демонстрировать лишь его.
Все не так в «Ревизоре». Хлестаков — маленький, худенький и неказистый — один воплощает в себе множество пороков: хвастовство, расточительность, глупость. И за время действия комедии успевает их все показать нам. И вот что интересно: этого в общем-то ничтожного и совсем неприметного человека принимают за важного чиновника. Почему? Тут нет ни вины, ни заслуги самого Хлестакова. Просто все городские чиновники слишком напуганы возможностью тайной ревизии, чтобы долго рассуждать. Они видят приезжего с несколько странными манерами и, недолго думая, начинают входить к нему в доверие.
Будь Хлестаков чуть умнее или хотя бы чуть наблюдательнее, он бы, конечно, догадался, что дело тут нечисто. В самом деле, почему ему, «финтирлюшке», оказывают такие почести? Он ни нэ секунду не задумался над этим.
Вдруг, в одночасье, Хлестаков приобретает то, на что он не MOI рассчитывать и о чем мог только мечтать. Деньги, внимание женщин, почести внезапно обваливаются на него. И он без раздумий этим пользуется, открывая перед нами, зрителями и читателями свои наихудшие стороны.
Кульминацией внезапного взлета Хлестакова «из грязи в князи становится сцена его вдохновенного вранья в доме городничего.
Монолог Хлестакова потрясает: герой за несколько минут успевает проделать головокружительную карьеру. Причем сам начинает верить во все, что говорит. Он лжет мастерски, вдохновенно, с упоением. Наконец-то его мечта о «красивой жизни» вроде бы стала реальностью. Его уносит все дальше.



Читая монолог Хлестакова, восхищаешься этим человеком. Но это не восторженное, а, если можно так сказать, ироническое восхищение. Каких высот может достичь человек в своей лжи! Как виртуозно он придумывает все новые и новые подробности своей несуществующей жизни! Перед подобной наглостью городничий, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский и Добчинский — все отступают на второй план. И ведь снова верят ему! Городничий, обманывавший стольких людей, считает, что мнимый ревизор всего лишь «прилгнул немного»! Неудивительно, что Хлестаков начинает вести себя развязно и крайне нагло. Он почувствовал свободу, понял, что ему все дозволено. И принял это как должное. Он вообразил, что его ценят бескорыстно, так же как раньше предполагал, что деньги ему «одалживают» из великодушия. И эта уверенность в собственной исключительности заставляет героя вести себя вальяжно и раскованно. Так ему кажется. На самом же деле все его поведение можно описать одним лишь словом — пошлость. Итак, Хлестаков — пустышка, возомнившее о себе ничтожество. А ведь это — огромное литературное обобщение. Отсюда и пошло слово «хлестаковщина». Хлестаковщина — это желание сыграть роль значительнее той, что тебе отведена. Хлестаковщина — это обозначение нравственного падения человека. Хлестаковщина — это символ пустоты, глупости и ничтожества, прикрывающихся цветистыми фразами. Или, как говорил Герцен, хлестаковщина -—- это черта эпохи, свойственная всем, от самых низших до самых высших чинов, от простого будочника до Николая I. И в самом деле, каждый любит прихвастнуть, показать себя гораздо более значительной персоной, чем есть на самом деле. Пусть не все люди таковы, но, по крайней мере, подавляющее большинство. Так что хлестаковщина — явление не только широко распространенное, но еще и вневременное. Как во времена Гоголя существовали Хлестаковы, так существуют они и сейчас. Почему так случилось? Да просто потому, что в персонаже Хлестакова — правда. Гоголь не придумывал его, не сочинял ему характер. Он просто взял правдивый жизненный образ и воплотил его в образе художественном. И нам смешно на него смотреть не потому, что смешны его реплики, а потому, что слишком правдоподобны. Я думаю, что хлестаковщина будет существовать всегда. Уж такова человеческая трудновоспитуемая природа. Но, наверное, эту пресловутую природу можно и нужно переделывать. Гоголь свое творчество посвящал как раз тому, чтобы, выставляя людские пороки в комическом свете, изживать их. А смех — одно из самых лучших средств воздействия на людей. Если мы смеемся над Хлестаковым — значит, и над собой тоже. А тот, кто смеется над собой, не может быть потерянным человеком.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Ревизор > Хлестаков и хлестаковщина