Утверждение в трагедии «Ромео и Джульетта» величия красоты настоящей любви ее способности подняться над развратом и враждой мира - сочинение

Цель:  раскрыть идейно-художественное содержание пьесы, показать ее морально-философское значение; развивать творческие способности учеников, умение формировать свои мысли, характеризовать образы произведения, навыки выразительного чтения, инсценирование; воспитывать у учеников наилучшие человеческие черты: благородство, верность дружбе и любви, желание помогать людям, непримиримость к злу и жестокости.

Оборудование: портрет В. Шекспира, иллюстрации к трагедии, музыка из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», увертюра П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

Тип урока:     комбинированный.

Форма проведения: урок-раздумье над трагической судьбой влюбленных в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

    Любовь — это факел, который должен светить на ваших дорогах.
    Ф. Ницше.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учеников.

1. Викторина «Узнай героя по словам».

    «Чума, чума на ваши две семьи!
    Сделали из меня корм для червей!»
    (Меркуцио, действие III, сцена І).
    «Бунтовщики вы! Враги покоя!
    Мечи пятнаете вы кровью ближних!»
    (Князь, действие І, сцена II).
    «Так, нас обоих — Монтекки и меня —
    Наказано, чтобы в согласии жили.
    Старым, как мы, кажется, это и не тяжело».
    (Капулетти, действие І, сцена II).
    «Мой дух покорился и смолк, я же не смолчу.
    От гнева и стыда я весь дрожу!».
    (Тибальт, действие І, сцена V).
    «Ох, не радость ты, любовь моя,
    Так как врага люблю нежно я».
    (Джульетта, действие І, сцена V).
    «Подлый убийца еще живой,
    Мы отомстим, за это ты не беспокойся!
    (Сеньор Капулетти, действие III, сцена V).

2.         Вступительное слово учителя (на фоне звучания увертюры П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»).

Послушайте! Это поет любовь! Голос любви пробивается через тьму, расстояния и столетия. Сила любви поднимает человека над землей, она может поднять его вплоть до звезд. Песню любви не может заглушить даже смерть.

3.         Вопросы к ученикам.

•          Какие чувства вызывает у вас музыка?

•          Ощутили ли вы перекликания трагической и светлой, романтической, возвышенной темы?

Да, любовь Ромео и Джульетты, изображенная Шекспиром, трагическая и вместе с тем светлое, величественное, прекрасное чувства. Написанный еще в XVI ст., этот рассказ взволновал современников драматурга и не оставляет равнодушными через сотни лет и нас - людей XXI ст.

Что же такое любовь? В одном из своих сонетов Шекспир определил ее так:

Любовь - над бурей сведенный маяк, Который кораблям шлет лучи надежды. Это - звезда ведущая, которую моряк Благословляет в безумной стихии.

Перевод Д. Паламарчука.

В трагедии «Ромео и Джульетта» любовь - тоже звезда, которая осветила чрезвычайно ярким светом жизни двух молодых людей и продолжает светить и сегодня.

ІІ. Объявление темы, эпиграфа урока.

ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Исследовательская работа.

•          Проследите, какие изменения происходят с героями под влиянием любви?

•          Когда эти изменения становятся особенно заметными?

•          Проиллюстрируйте цитатами из текста такое выражение: «Шекспир изображает характеристики главных героев в развитии». (Они взрослеют. Ромео и Джульетту делает взрослыми их любовь. Увидев Джульетту, Ромео будто возрождается, ощущает, что она его судьба. Он становится зрелым человеком, который не только мечтает, а и действует, борется за свое чистое чувство. Его слова и поступки полны энергии, решительности, искренности).

Джульетта также из наивной девочки превращается в сильную и уверенную женщину, которая ради возлюбленного готова преодолеть любые препятствия.

Все забыто: и родственники, и прошлые обязанности, души героев раскрыты навстречу счастью!

2.         Инсценирование. «Сцена возле балкона». (Действие ІІ, сцена І).

Ученики готовятся к инсценированию заранее, под руководством учителя.

3.         Беседа на восприятие увиденного.

•          Подумайте, чему Джульетта с недоверием относится к словам Ромео? (Чистая душой Джульетта боится ошибиться в юноше).

•          Почему героиня говорит, что ее сердце «доверху наполняет мир»? Что означает эта метафора? (Человек без любви живет будто во тьме, и лишь любовь освещает душу, будто звезда).

•          Что означает любовь для Джульетты? (Любить - отдать всю душу возлюбленному).

•          А для Ромео? Возможно, Джульетта — это его новое увлечение? Почему? (В сердце Ромео запылал огонь настоящего чувства. Именно поэтому оно преисполнено света, добра, нежности).

•          Когда происходит действие этой сцены? (Ночью).

4.         Комментарий учителя.

Ночь у Шекспира довольно необыкновенная. Это не тьма, а свет, преисполненный чувств, блеска глаз, ожидания счастья. Эту шекспировскую особенность прекрасно воссоздал с помощью звуков русский композитор Сергей Прокофьев, который написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».

5.         Прослушивание фрагмента «Сцена возле балкона» из музыки к балету С. П. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

6.         Беседа с учениками на восприятие музыки.

•          Какие именно чувства передаются музыкантом? (Любовь, ее взлет, свет, нежность. Но ощущаются и трагические ноты — о вестниках бури и страдании).

•          Как композитор с помощью звуков сумел передать встречу героев, их пылкий разговор?

7.         Инсценирование отрывка «Обращение Джульетты к ночи». (Действие ІІІ, сцена ІІ).

8.         Анализ отрывка. Беседа с учениками.

•          Какой возникает Джульетта?

•          Как, по вашему мнению, следует понимать слова героини: «Любовь слепца, и через то ей ночь наиболее пасует...»?

9.         Комментарий учителя.

В обращении к ночи раскрывается сила пылкой любви Джульетты. Она просит ночь научить ее любить, но сама учит этому читателя и зрителя. Для нее любовь - это нежное, высокое чувство, которое дает девушке силы противостоять родительной вражде. Любовь для Джульетты - верность и преданность на всю жизнь.

10.       Устный пересказ.

•          Рассказать, как развивались события дальше.

•          Как каждый из героев доказал свою верность?

11.       Инсценировка финальной сцены (Действие V, сцена ІІІ).

•          Как вы думаете, почему автор не примирил семьи до смерти Ромео и Джульетты? (Так как в реальной жизни не всегда все заканчивается счастливо. Прекрасные влюбленные дети погибли, став невинными жертвами давней вражды двух богатых веронских семей. Смерть героев - это наказание родителям за распри и раздор в Вероне).

•          В чем, по вашему мнению, заключается идейное значение финала? (Гибель влюбленных не была напрасной. Они доказали всем, что любовь сильнее всех распрей, вражды, самой смерти. Хотя она и не побеждает ее, но и не покоряется ей).

•          Какой основной пафос произведения?

12.       Комментарий учителя

Шекспир отобразил реалии действительности: ведь в жизни все сложно и не всегда можно противостоять злу. Но автор показал, что любовь своей самоотверженностью, даже смертью, несет покой, свет, примирение.

Смерть Ромео и Джульетты - не только трагический урок, а и высочайший урок верности. Трагедия звучит как гимн любви, становится утверждением его непобедимости. Итак, основной пафос трагедии такой: гармония двух сердец должна стать началом гармонии мира.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Ромео и Джульетта > Утверждение в трагедии «Ромео и Джульетта» величия красоты настоящей любви ее способности подняться над развратом и враждой мира