А Пушкин Вступление в поэму «Руслан и Людмила» - сочинение

Цель: ознакомить с содержанием вступления в поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила» и его художественными особенностями; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения, высказывание своей мысли относительно прочитанного; воспитывать любовь к художественному слову, эстетичные чувства.

Оборудование: разные издания поэмы «Руслан и Людмила», иллюстрации к ним. Теория литературы: литературная сказка, герои литературных произведений; прозаический и стихотворный язык.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

— Выдающийся русский поэт, старший современник А. С. Пушкина, Василий Андреевич Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он закончил свою поэму “Руслан и Людмила”». Итак, на сегодняшнем уроке мы узнаем, что это за сказка-поэма, как она создавалась.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

• Каким вы представляете себе А. Пушкина?

• Что особого было в биографии поэта?

• Какое из этих качеств, по вашему мнению, наиболее характерно для Пушкина: патриотизм, талантливость, мужество, образованность? Свою мысль обоснуйте. (Каждая из этих черт была присуща поэту).

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Слово учителя.

— Как известно, со слов своей няни Арины Родионовны Пушкин записал несколько народных сказок, среди них была и такая: «Что за чудо,— говорит мачеха,— вот что чудо: возле моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет — сказки рассказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и по благословению матери перенес перед дворцом странный дуб». В этой же тетради поэта были и знакомые нам строки из пролога к поэме «Руслан и Людмила» «Край Лукоморья дуб зеленый...».

2. Сообщение учеников о сюжете сказки-поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» (пересказ).

3. Слово учителя.

— на уроке мы подробно познакомимся лишь с прологом к поэме.

4. Словарная работа.

Поэма - большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах героев, дается оценка их поступкам; пролог - вступление;

Лукоморье - изгиб морского берега в форме лука; витязь - рыцарь, воин;

Изумрудный - ярко-зеленого цвета; ватаг - предводитель, командир.

5. Выразительное чтение «Пролога» к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».

Сначала читает учитель, потом - ученики (в переводе и на языке оригинала).

6. Обмен впечатлениями о прочитанном.

— Что значит «русский дух»? Ощутили ли вы его и каким образом?

7. Эвристическая беседа, выполнение поисково-исследовательских задач.

Герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэме? («Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером Волке», «Кощей Бессмертный» и др.).

Запишите всех героев и фантастические образы, которые населяют сказочный мир лукоморья. (Леший, русалка, избушка на курьих ножках, тридцать витязей, колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба Яга в ступе, царь Кощей, королевич, грозный царь, ватаг морской).

Из скольких частей составляется, по вашему мнению, пролог? (Из трех: зачина (рус. присказки) - 1-6 строк; основной части - 7-29 строк и концовки - 30-33 строк, характерной для сказок).

В прологе часто (14 раз) повторяется слово «там». С какой, по вашему мнению, целью? (Чтобы подчеркнуть, что все творится где-то там - в сказке).

В конце пролога автор говорит, что и он «там был», «и мед... пил», «и кот ученый Своим сказкам» его учил. Что это значит? (Это означает, что в душу поэта навсегда вошел волшебный мир русской народной сказки).

Сравните текст оригинала и перевода. Сделайте вывод о качестве перевода (точность, художественность).

Словарик к тексту оригинала.

    Неведомый - неизвестный, неведомый; дол (устаревшее) - долина; видения - дива, видение, фантастические картины; брег - берег; витязь - воин, рыцарь; чередой - поочередно, друг за другом; дяди (устаревшее) - воспитатель; пленяет - берет в плен; чахнет - худеет, болеет. 

IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

Найдите логические пары - предмет и его признак.

V. ДОмашняя задача.

Выучить наизусть пролог к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила», уметь его анализировать; сделать иллюстрации.

VI. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Займи позицию».

    Я считаю, что народные сказки имеют поучительное содержание, которое нужно не только детям, а и взрослым. Я считаю, что сказки - это только забава для детей да и довольно. Я не могу еще определиться со своей мыслью. 

(Дети проявляют свою позицию, поднимая руки или занимая места возле плаката или надписи на доске; мысль обосновывается теми, кто желает).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Руслан и Людмила > А Пушкин Вступление в поэму «Руслан и Людмила»