ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СКАЗОК М Е САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА - сочинение

Место М.Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе можно охарактеризовать пушкинской фразой, сказанной о Д. Фонвизине, «сатиры смелый властелин». Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин, является величайшим русским сатириком. Трудно представить русскую классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о нем современники.
Произведения Щедрина при всем их жанровом многообразии — романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы — сливаются в одно огромное художественное полотно. Оно изображает целое историческое время, подобно «Человеческой комедии» Бальзака, но изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и добра. Наиболее отчетливо своеобразие художественного мира Щедрина проявилось в жанре сказки.
Многие писатели и поэты обращались к сказке в своем творчестве. При помощи иносказания автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки Салтыкова-Щедрина глубоко индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Основная тональность его сказок — едкая сатира, которая была оружием Салтыкова-Щедрина в борьбе против социальной несправедливости. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог открыто показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата, вскрыть наболевшие проблемы общественной жизни. И все же с помощью сказок «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка и общественных нравов. Цензура пропустила сказки великого сатирика, не сумев понять их назначения, обличающую силу, вызов существующему порядку.
Для написания сказок автор использовал различные тропы: гротеск, гиперболу, антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык, который помог скрыть от цензуры истинный смысл написанного. Писатель любил придумывать неологизмы, характеризующие его героев, например такие слова, как «помпадуры и помпадурши», «пенкосниматель» и др.
Теперь постараемся рассмотреть особенности сказок писателя на примере нескольких его произведений. В «Диком помещике» автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг. В этой сказке применены сравнение и гипербола. Сначала культурный человек, помещик превращается в дикое животное, питающееся мухоморами. Он остался один-одинешенек, без мужика. И, конечно, одичал: «Весь он... оброс волосами... а когти у него сделались как железные». Намек совершенно ясен: баре не могут жить своим трудом — за них трудятся крестьяне. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и времени, а у крестьян всего мало. Здесь мы видим, как беспомощен богатый без простого мужика, как он неприспособлен и никчемен. Этой сказкой автор хотел показать, что простой русский человек — нешуточная сила, но она еще дремлет.



Подобная же идея выдвигается и в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Попав на необитаемый остров, они едва не умерли. Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит, но и его не щадит сатирик. Здесь читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на цепь, что лишний раз указывает на покорность, забитость, закабаленность русского мужика. В этой сказке автором использованы и гипербола, и гротеск. Салтыков-Щедрин наталкивает читателя на мысль о том, что пора мужику проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно подчиняться. В «Премудром пескаре» мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. «Премудрый пескарь» постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Своими жизненными принципами он напоминает другого героя, героя А.П. Чехова из рассказа «Человек в футляре», Беликова. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: «Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? Жил — дрожал и умирал — дрожал». И только перед самой смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит. В этой сказке писатель показывает страшную отчужденность обывателей друг от друга, замкнутость в своем маленьком мирке. Все сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина полны горечи и боли за русского человека. Большинство «детей изрядного возраста» оценили творчество великого сатирика по достоинству: многие фразы стали крылатыми, а названия перешли в разряд общеупотребительных. Современным людям читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Но по-прежнему писатель дорог нам своей любовью к народу и Отчизне, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам справедливости и свободы.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Салтыков-Щедрин > ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СКАЗОК М Е САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА