СКАЗКИ М Е САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА КАК СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА - сочинение

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 г. — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Он не давал людям застояться в затхлой атмосфере доносительства, пресмыкательства, угодничества, чванства.
Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет исправить некоторые недостатки в государственном устройстве России, то революционер-демократ Щедрин приходит к выводу, что надо разрушить старую Русь. Он призывает в своих произведениях к свержению монархии, он старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. За это Салтыкова-Щедрина называли воспаленной совестью эпохи, многие общественные и революционные деятели равнялись на него.
Сатира Щедрина — это не легкий юмор или тонкая ирония, а язвительный сарказм, переходящий в бичевание власть имущих. Во всем блеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензоров, передать истинный смысл происходящих событий при помощи иносказания и аллегорий. Свой стиль Щедрин сам называет эзоповским по имени древнегреческого баснописца Эзопа, зашифровывавшего в своих баснях неугодное содержание. В каждой сказке Щедрина обязательно присутствует политический или социальный подтекст, который был понятен, его современникам. Тесно связаны сказки Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные пословицы и выражения, а также устоявшиеся аллегорические значения тех или иных животных. Например, лиса олицетворяет хитрость, медведь — тупоумие и грубую силу и пр.
В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику дворянам, чиновникам — всем тем, кто живет народным трудом. У Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает социальную модель российского государства: богатые нещадно эксплуатируют бедных, а те даже не думают сопротивляться. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью упразднили». Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на острове было множество плодов, рыбы и всякой живности. Они умоляют мужика не дать умереть им с голоду. Мужик по доброте душевной накормил генералов, которые, насытившись, вновь приобретают уверенность в себе. «Вишь, как хорошо генералом быть» — говорит один из них. В этой сказке Щедрин изобличает паразитизм, полную нежизнеспособность людей, которые давно отвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе «Вишневый сад» покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как и генералы, умер бы с голоду.
Сатирик показывает, что генералам не приходит в голову, что эксплуатировать мужика — это позорно и безнравственно. Они полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать. Щедрин пишет: «Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра. Веселись, мужичина». В который же раз простой русский мужик остается обманутым. 



С не меньшей силой Салтыков-Щедрин разоблачает самодержавие в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в свое дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает весь административно-полицейский аппарат монархического государства. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями и злоупотреблениями властью: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными, масштабными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний и пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но, в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видится картина стихийных бунтов крестьянства против своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей царской системы, что дорога к счастью народа лежит через изменение государственного устройства, т.е. через свержение монархии. Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. Так, в сказке «Орел-меценат» выдающийся писатель показал отношение правящих верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает неутешительный вывод* «что орлы для просвещения не нужны». В сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил — дрожал и помирал — дрожал»). Во всех своих сказках писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, силен житейской смекалкой. Мужик делает из собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель-гуманист полон горькой обиды и в какой-то мере стыда за свой многострадальный народ, утверждая, что тот своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Символом порабощенного народа выступает у Щедрина образ коняги, терпеливо тянущего свою лямку. Сказки Салтыкова-Щедрина актуальны в любое время. Сейчас нет ни царей, ни крепостных крестьян, но социальные отношения между богатыми и бедными остались теми же. Внимательный читатель найдет в его произведениях сходство с современностью, поэтому Щедрина надо знать, надо читать. Его произведения помогают понять социальные глубины и закономерности жизни, нравственно очищают человека. Иными словами, литературное наследство Щедрина., как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Салтыков-Щедрин > СКАЗКИ М Е САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА КАК СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА