Сатира как жизненное кредо автора (Сочинение предисловие к произведениям М Е Салтыкова Щедрина) - сочинение

Быть «записным» сатириком, как говаривали в старину, означает быть в вечной оппозиции к окружающим порядкам. Сатирой не выслужишь чинов и регалий, а если она становится принципом, то пиши пропало! Язвительная сатира гнала Франсуа Вийона на виселицу, Помяловского - в кабак, Глеба Успенского - в психическую лечебницу. Не изменить своим принципам слишком трудно, служение истины дорогого стоит - это видно по предсмертным фотографиям и живописному портрету Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. На них писатель совсем измучен и изможден.
Чтобы хотя бы в конце жизни оградить себя от нападок властей и критики, сатирик издает «Сказки для детей изрядного возраста» - жанр самый безобидный, на первый взгляд, доступный народу и любимый им. И именно сатирическая сказка, считал Щедрин, быстрее и эффективнее всего дойдет до народа. Литераторы, принадлежавшие к лагерю революционеров-демократов, культивировали в своем творчестве особую смеховую культуру: они отдавали приоритет сатире, призывали высмеивать и бичевать пороки общества, «язвы современной жизни». Форма сказки дала Щедрину возможность открыто высказываться по волнующим его проблемам. «Сказки» Салтыкова-Щедрина по жанровой природе представляют собой некий сплав двух различных жанров фольклорной и авторской литературы: сказки и басни. Свободная форма изложения, волшебные превращения, место и время действия, определяемые как «в некотором царстве» и «некогда», - все это заимствовано писателем у жанра сказки. Однако герои Щедрина вовсе не сказочные - это аллегории, сатирические маски, где волк, заяц, медведь, орел, ворона и другие звери, птицы и рыбы явственно принадлежат отнюдь не к животному миру. В его сказках в каждой личине сконцентрированы характерные черты, точно определяющие в своем единстве распространенный социальный или человеческий тип.
Вспомним, например, сказку «Самоотверженный заяц»: волк кровожаден, силен, деспотичен, зол, а заяц - труслив, малодушен, слаб. Эти образы наполнены злободневным социальным содержанием. Волк наслаждается положением властителя, деспота, в его образе воплощены черты представителей власти всех уровней - от жандармского «хватать и не пущать!» до судейского, прокурорского, губернаторского. Однако вовсе не вызывает сочувствия заяц - ведь он безропотно отправляется волку в пасть! Слышится авторский сарказм и глубокое презрение к психологии раба. Злое, гневное осмеяние рабской психологии - одна из основных черт сказок Щедрина. Он не только констатирует пороки, не только с тревогой ищет их истоки и пределы, как свойственно было его сотоварищу Некрасову. Салтыков-Щедрин безжалостно обличает, едко высмеивает, бичует особенности русского народа: долготерпение, безответность, ибо видит именно здесь главную угрозу для существования нации.



Романтизируя орла, люди одновременно романтизируют и властителей, сильных мира сего. Салтыков-Щедрин саркастически высмеивает это «вредное заблуждение», не позволяя видеть в победителе- поработителе героя, «право имеющего». Щедринские волк и заяц, орел и мышь, карась и щука иллюстрируют все ту же больную для русской литературы тему бонапартизма по Достоевскому: «Тварь ли я дрожащая или право имею». В сказках другого типа действуют люди («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и др.). Их персонажи не прикрыты масками зверей, рыб и птиц, и автор использует иные сатирические приемы: гиперболу и гротеск. Герои этих сказок, однако, тоже явлены как маски-символы: автор создает собирательные образы социальных типов. Они наполнены большим философским содержанием, сказанное в них соотнесено не только с настоящим моментом, но и с вечными вопросами бытия, в которых выражались жизненная позиция и творческое кредо автора.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Салтыков-Щедрин > Сатира как жизненное кредо автора (Сочинение предисловие к произведениям М Е Салтыкова Щедрина)