Сказки М Е Салтыкова Щедрина и их идейно художественная направленность - сочинение

Сказочная форма, столь присущая сатире Салтыкова-Щедрина, не подсказана какими-либо частными фактами биографии писателя или только цензурными условиями его деятельности. Она не является неожиданной творческой находкой или просто следствием увлечения фольклорной традицией. Это лишь второстепенные факторы в становлении Салтыкова-сатирика.
Сказка — один из многих жанров писателя, но она органически близка его художественному методу.
У Салтыкова-Щедрина нет ни одной сказки, написанной, если можно так выразиться, «из любви к искусству». Нет, все они имеют ярко выраженный политический, социальный и нравственный подтекст. Все, о чем говорит автор в своих «сказках для детей изрядного возраста», служит цели обличения либо общественных, социальных язв, либо отдельных человеческих пороков (которые, впрочем, чаще всего являются следствием социального неблагополучия).-
Но, к великой радости читателя, произведения Салтыкова-Щедрина, затрагивая серьезные проблемы и бичуя худшие человеческие и общественные недостатки, не являются скучными нравоучениями и не воспринимаются как наставления строгого учителя.
Излюбленный прием Салтыкова-Щедрина — использование образов животного мира. Стоит только вспомнить названия его сказок: «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Баран-непомнящий», «Коняга», «Ворон-челобитчик». Каждое животное — персонаж перечисленных сказок — является символом или воплощением какого-то человеческого качества.
Так, пескарь олицетворяет человека, который, якобы спасаясь от грозящих со всех сторон бед, на самом деле отгораживается от самой жизни. И не пескаря видим мы перед собой, а трусливое, ничтожное существо, боящееся жизни, боящееся сказать правду даже самому себе. Может быть, кто-то, прочитав эту сказку, узнает самого себя. А увидеть, узнать, представить свой недостаток в виде некоего образа — значит наполовину преодолеть себя и побороть свой порок.
И все же, рассуждая об обличении автором человеческих пороков, не следует забывать, что Салтыков-Щедрин — писатель социальный, писатель, имеющий вполне определенные политические взгляды. Поэтому и сказки его бичуют не столько человеческие пороки, сколько пороки социальные. Опять же, можно вспомнить множество сказок, которые будут как нельзя более наглядно иллюстрировать это утверждение. В любой сказке, какую бы мы ни открыли, мы заметим одну существенную особенность: у писателя существует очень четкое разделение общества на два класса: притесняемый класс, то есть народ, и класс эксплуатирующий, то есть помещики, дворянство, царь.



Как наглядный пример воплощения идей Салтыкова-Щедрина в сказочной художественной форме можно назвать сказку «Дикий помещик». Всмотримся внимательнее в фигуру помещика. Жизнь за счет чужого труда превратила его в паразита. Он живет исключительно благодаря своим крепостным. Это стало ему настолько привычно, что он не осознает своей зависимости от Сеньки и прочих слуг. Но вот помещик освобождается от слуг. Это его радует и вполне соответствует его пожеланиям. И что же происходит? Помещик дичает, превращается в какое-то звероподобное существо. Он даже начинает передвигаться на четвереньках. И надо полагать, что пахло от него в этот момент не лучше, чем от тех самых мужиков, от которых он когда-то воротил нос. Одичал не только сам помещик. Пришло в запустение его имение. На базар перестали поступать продукты, а в казначейство — подати. Таков сюжет сказки. Он очень ясно передает идею Щедрина о том, что лишь народ — поддержка и опора государства, его поилец и кормилец. Без мужика невозможно существовать ни помещику, ни уездному городу, ни всей огромной русской земле. Можно сделать вывод, что как идейное содержание, так и художественные особенности сказок сатирика направлены в первую очередь на воспитание уважения к народу и гражданских чувств читателей.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Салтыков-Щедрин > Сказки М Е Салтыкова Щедрина и их идейно художественная направленность