АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В ДЖ СВИФТ И Д ДЕФО - сочинение

XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. В разных странах Европы в этот период начинается процесс массового распространения знаний, в который вовлекаются все более широкие круги людей. Если прежде знания были доступны лишь немногим избранным, то теперь ученые Европы пытаются сделать знания доступными для всех. В России это эпоха М.В. Ломоносова, во Франции — ученых, создавших «Энциклопедию» (Вольтер, Д. Дидро и др.). В Германии XVIII в. связан с творчеством И.-В. Гете, гениального поэта и ученого необычайно широкого кругозора.
В Англию Просвещение пришло раньше, чем в другие страны Европы, вскоре после свершения буржуазной революции 1640—1660-х гг., когда на политическую и культурную арену Великобритании выходит человек нового типа — буржуа, умный с практической точки зрения, находчивый, не унывающий в сложных ситуациях.
Просвещение в Англии связано с развитием жанра для всеобщего развлекательного и одновременно развивающего чтения — с жанром романа. Да и роман английского Просвещения особый: в основе его лежит жанр «путешествия», ведь, путешествуя, человек нового времени познает окружающий его мир, знакомится с другими людьми и обычаями, лучше узнает себя. Два совершенно разных образца романа путешествия мы видим в творчестве английских писателей XVIII в. — Даниеля Дефо и Джонатана Свифта. 
Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1719 г.) и его герой созданы на основе реальных событий. За несколько лет до появления «Робинзона Крузо» в Англии вышла в свет история матроса Александра Селькирка, который потерпел кораблекрушение и провел несколько лет на необитаемом острове в полном одиночестве. Реальная история буквального одичания человека вдали от людей и цивилизации становится для Дефо богатым материалом для созидания гимна Человеку эпохи Просвещения, его разуму и неограниченным возможностям.
Попав на необитаемый остров, молодой англичанин по имени Робинзон Крузо, который ничего особенного до сих пор не представлял (как любой молодой человек, он одержим жаждой приключений и познания мира, авантюрист и типичный представитель англичан-колонизаторов), претерпевает значительные изменения. Оказавшись вдали от благ цивилизации, он становится настоящим homo sapiens: приучается думать и рассуждать, учится заботиться не только о себе, приобретает множество полезных практических знаний и навыков, которыми не обладал прежде.
История Робинзона интересна и занимательна. Это своеобразная энциклопедия выживания, содержащая многочисленные практические сведения (как построить себе жилище, как собирать и сушить дикие плоды, приручать коз, ухаживать за растениями и даже печь хлеб) и много советов, что же делать, если и ты окажешься в такой ситуации. Главный ответ — нужно оставаться человеком и использовать в полной мере разум и руки, те главные качества, которые отличают людей от животных.
Нравственное совершенствование человека, который живет среди дикой природы и не испытывает дурного влияния человеческой цивилизации, — это важнейшая идея книги Д. Дефо. Она оказала огромное влияние на становление философии естественного человека Ж.-Ж. Руссо, который высоко оценил «Робинзона Крузо» и предлагал его в качестве единственной книги, пригодной для воспитания юношества.
Роман Дж. Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» (1726 г.) — совершенно другой. Если роман Дефо — это самое оптимистическое произведение эпохи, которое прославляет человеческий разум, то «Гулливер» Свифта насквозь пессимистичен в отношении взглядов на человека вообще и на англичанина в частности. Может быть, причина этого в том, что Свифт — ирландец по рождению и убеждениям и патриот Ирландии, всю жизнь пытавшийся защищать интересы своих земляков.



Книга Свифта — это, на первый взгляд, описание фантастических путешествий в несуществующие и существующие страны. На самом же деле Свифт использовал прием остранения: он предлагал читателю-англичанину взглянуть на себя и свою страну со стороны и других точек зрения. Роман распадается на несколько частей. Первая и вторая части — путешествия в Лилипутию и Страну великанов — представляют собой гротескное изображение Англии и ее основных институтов: парламента, королевской власти, правосудия, религии и пр. Если в Лилипутии сам главный герой романа, корабельный врач Лемюэль Гулливер видит и описывает для читателя как бы Соединенное Королевство в миниатюре, то в Бробдингнеге, Стране вели- канов, взгляд на англичан и Англию мы слышим из уст правителя этой страны — великана, который удивляется, зачем нужны столь многие способы уничтожения одних людей другими? И делает заключение: что за зловредные насекомые эти люди. Книга третья выражает отношение Свифта к человеческим знаниям: мы вместе с главным героем попадаем в Королевскую Академию Лапуты, Летающего острова, и встречаем странных ученых. Они изобретают способы добычи солнечного света из огурцов и пережигают лед в порох; слепые от рождения, они учатся распознавать цвета по осязанию и обонянию, но, как пишет Свифт, «к сожалению, они не особенно удачно справлялись со своей задачей». Лишь один проект удачен: сам Летающий остров, который жители прекрасно используют для подавления мятежей и бунтов в подвластных наземных селениях и городах, закрывая от бунтовщиков солнце и вызывая голод и болезни. В этой же книге, попадая на остров магов, Гулливер вызывает к себе с их помощью тени умерших героев древности и слышит, что некогда самый последний пастух был благороднее и лучше современных королей. Прошлое, к сожалению, невозвратно. Что же еще мог придумать Свифт, чтобы заставить людей задуматься о себе и собственных поступках? Он в четвертой книге доводит до логичного завершения два главных идеала человеческого развития: идеал естественного человека и идеал человека разумного. Естественные люди без поддержки цивилизации быстро превратились в йеху, грязных отвратительных существ, лишенных разума и языка и испытывающих страсть лишь к золоту. Идеал разумности показан Свифтом в образе разумных лошадей: их жизнь спокойна и справедливо устроена, в их языке нет слов «ложь», «вражда». Но идеал ли это? У лошадей нет и эмоций, настоящей любви и доброты, их жизнь размеренная, но что-то мешает читателю сказать: да, и я так хочу жить! «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Лемюэля Гулливера» Дж. Свифта — это едва ли не первые из произведений английских авторов, с которыми знакомится русский читатель в детстве. Оба романа переиздавались много раз, и с каждым разом круг их читателей только увеличивается. Они очень разные — и авторы, и произведения: вера в человека и пессимизм, гимн и гротеск с едкой, язвительной сатирой. Но цель у них одна — просвещение читателя: сообщить знания, показать действительность и заставить читателя почувствовать себя человеком разумным, т.е. научить размышлять.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Свифт > АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В ДЖ СВИФТ И Д ДЕФО