Влияние «Слова о полку Игореве» на историю русской литературы - сочинение

1.	«Слово» в творчестве Пушкина.
2.	Влияние «Слова» на творчество Гоголя и других писателей.
3.	Поэтический образ слова вначале XX века.
«Слово о полку Игореве» — это великое произведение, «горная вершина» литературы. Мы до сих пор восхищаемся этим памятником древнерусской литературы, наполненным высоким патриотизмом, раскрывшим государственные и социальные проблемы поколения, отобразившим народные настроения, любовь к своей стране. Это произведение переполнено призывами, возмущениями, тоской. Автор показывает ход исторических событий, и «голос его отчетливо слышен везде, в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе». Пройдя через столетия, «Слово» не потеряло своей актуальности. Предромантический настрой начала XIX века способствовал его популярности.
Еще учась в лицее, Пушкин приобщался к источникам национальной культуры. Вскоре интерес к древности привел Пушкина в оленинский кружок, где он познавал историю русской словесности. Именно там культивировался интерес к «Слову», «насыщенному преданиями старины глубокой». Многие из этого кружка обращались к традициям древней поэмы.
С. П. Шевырев писал: «“Слово” Пушкин помнил от начала до конца наизусть и готовил ему объяснение. Оно было любимым предметом его последних разговоров. Но по предположению М. А. Цявловского «до половины 1820-х годов Пушкин был равнодушен к “Слову”». Влияние «Слова», по мнению Новикова, прослеживается уже в раннем творчестве Пушкина: «К Жуковскому», «Городок». «Сраженный рыцарь». Образно-стилистический строй «Слова» соответствовал тем стихам: «Струнами громко звучных лир»; «...и летят на грозный пир».
«России двинулись сыны», — эти слова Пушкина очень похожи на почти такую же фразу в «Слове». Употребляет Пушкин глагол «казать», который явно перекликается с некоторыми моментами из «Слова»: «Игореви князю тот путь кажеть».
Пушкина восхищают сцены боя в «Слове». И конечно, «Песнь о вещем Олеге», даже название которого перекликается со «Словом», особенно при первом его издании: «Песнь о походе Игоря, сына Святославова, внука Ольгова».
«Борис Годунов» Пушкина так же сквозит образами из «Слова». Даже само построение произведения, с его старинными речевыми оборотами перекликаются со «Словом». И слова Лжедмитрия, адресованные Борису Годунову: «И не уйдешь ты от суда мирского, / Как не уйдешь от божьего суда» напоминают обращение Бояна к Всеславу Полоцкому: «Ни хытру, ни горазду... суда божия не минути».
Одна тема объединяет эти произведения. Это вопрос взаимоотношения народа с властью в особо тяжелые времена, бессильная власть в условиях набегов, раздоров боярства, иноземного засилья. Как и Пушкин, автор «Слова» охватил большой территориальный масштаб, показав жизнь в этих условиях.
Оба поэта показали многие слои населения, отразив общность проблем, касающихся каждого. Пушкин тоже перебрасывал события с одного места на другое, с Кремлевских палат в Новодевичий монастырь, из одного лагеря в другой. Конечно, для лучшего понимания средневековья, нужны были источники, и лучшим из них было «Слово».
«За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник: “Песнь о полку Игореве”» — так, отрицая самобытность литературы XVIII века и уважая творчество древности, говорил Пушкин. Он не принимал словесности,  
«которая рождается сама собой». Эта его уверенность в «Слове», как и в народной поэзии вообще, проходит через всю жизнь поэта. Пушкин интересовался жизнью «Слова», его исследованиями и переводами, осознавая поэтическое значение «Слова» и не сомневаясь в его подлинности. Смерть Пушкина прервала начатую работу по освоению «Слова», что, безусловно, затормозило развитие отечественной литературы. И даже сделанная Пушкиным часть переводов дошла до нас не полностью. Его же статьи не получили одобрения у специалистов, которые оценивали их «как сомнительные». Традиции древнерусской литературы всегда будут влиять на историю литературы и Пушкин это понимал, как никто, и стремился к всеобщему осознанию этого.
Нападки скептиков в литературной среде на «Слово» повышали интерес к нему филологов и писателей, в том числе и Н. В. Гоголя, интерес его спровоцирован еще общением с поклонником «Слова» М. А. Максимовичем, с которым они преступили к изданию «Украинских народных песен», обрамленному цитатами из «Слова». Они указывали на родство «Слова» с памятниками южнорусской поэзии XII века, имеющими поэтическое однородство с украинскими думами и песнями.
Влияние «Слова» ощутила повесть Гоголя «Страшная месть». Многие указывали на сходство образов «Слова» и «Тараса Бульбы».
Используемый Гоголем фразеологизм «жемчужная душа» в речи Тараса Бульбы, как известно, встречается и в «Слове», олицетворяя «душу чистую, блестящую».
Очень похожи по стилю и смыслу описание состояния после боя: «И уже давно поросла травою когда-то кипевшая казацкая сила». А во славу казакам «густое, могучее слово» произносит образ «вещего духа» бандуриста, восходящий к образу Бояна из «Слова».
Но это не сладкоголосый певец, образ которого исполь 
зовали многие, а его слова «гудящей колокольной меди» подобны. Гоголь очень волновал, народный эпос, исторические события в общем. Он уделял им большое внимание, вглядываясь в суть. И «Слово» очень способствовало постижению прошлого. С «Тарасом Бульбой» их объединяет и эстетические принципы, и общность замысла, и жанровый тип. «Тарас Бульба» пронизан идеей братства, общего дела, которая отражает темы «Слова» с вечными думами о земле Русской, о ее прошлом, настоящем и будущем, с воспеванием погибших за славу Родины с безграничной любовью к ней. И Тарас Бульба в своей патетической речи призывает к обороне Русской земли, указывая на ошибки прошлых лет, как Святослав в своем «золотом слове». В «Тарасе Бульбе», как и в «Слове», пик патриотического пафоса достигается в картинах битв и героической смерти героя.
Большое внимание писатели XIX века уделяли Бояну. Его имя стало нарицательным, символизирующим древнерусских поэтов в целом. Этого первого «барда» сравнивают с Гомером и Оссианом. «Сладчайшим певцом» называет А. Н. Радищев Бояна, сравнивая его глас соловьиным, который «столь нежно щекотал слухи современников. Имя Бояна в «Руслане и Людмиле» Пушкина не соответствует тексту «Слова», а подвержено переосмыслено, модному в те годы.
В 1812 году «Слово», его образы и идеи стали восприниматься несколько иначе, в свете сходившихся событий. Война с Наполеоном заставила звучать «Слово» еще более патриотично, еще больше любви к родине увидели люди в этом произведении, усилились призывы к героизму и отваге. И В. А. Жуковский, пользуясь образами «Слова», описывает подвиги героев войны:
Орлом шумит по облакам,



По полю волком рыщет... Метаешь страхом в тыл врагам, Бедой им в души свищешь. Писателем, который мог так в своих произведениях отражать чувства, мысли и переживания людей далекого прошлого, был Лермонтов. Поэтичность «Слова» и юного Лермонтова не оставила равнодушным. Как и многие продолжатели традиций «Слова» он в своей поэме «Боярин Орша» сравнивал битву с пиром. Зовут бояр и их людей На славный пир - на пир мечей. Использовал Лермонтов и глагол «лелеяти», который дважды употребляется в плаче Ярославны. Позаимствовал он из «Слова» образ Стрибога, как «духа озера», Стрибог появляется в поэме «Олег». И сама манера написания, и система были схожи со «Словом». Лермонтов как бы создавал образ древнерусского певца, полностью перевоплощаясь в этот образ. В истолковании истории древнего Новгорода и раскрытии образа Вадима Храброго снова помощником Лермонтову послужило «Слово о полку Игореве». Другое произведение Лермонтова «Последний сын вольности» тоже черпает многие свои образы из «Слова». Это, например, Ингемот, образ которого опять восходит к Бояну, это певец, призывающий к борьбе самовластием. Будучи почти шестидесятилетним, Державин, сформировавшийся поэт, воспитанный на традициях классицизма, впервые ознакомился со «Словом». Тогда оно было еще плохо изучено, разобрано. И Державин не мог в полной мере понимать и осмыслить эстетические взгляды, сформированные в «Слове». Но, будучи человеком одаренным, с поэтическим чутьем, он понял всю мощь и значение «Слова», вник в истинность исторического прошлого. Державин тоже использовал образы «Слова» в своих произведениях, передавая не только колорит персонажей, но и отображая патриотические мотивы. Многие писатели широко использовали мифологический элемент, образы «Слова»: Велес, Стрибог, Дева-обида. В те годы это приобретало огромную популярность, что привело к подражательству. Но более полно проникли в идею «Слова» писатели-декабристы. Их увлекал в первую очередь гражданский пафос поэмы, которые они отобразили в своих произведениях. Боян — у них певец-гражданин, истинный патриот, который «своей лирой служит общему делу». Одну из своих дум К. Рылеев посвящает именно Бояну. Образ «певца свободы и ратных подвигов» встречается и у Н. Языкова. Например, в «Песни Бояна при начатии войны», «Услада». И. Бунин тоже не раз обращался к «Слову о полку Игореве». Его влияние заметно в «Жизни Арсеньева», а в стихотворении «Ковыль» присутствуют размышления автора о прошлом русского народа о походе Игоря. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» А. Блока не обошлось без заимствования некоторых стилистических оборотов и образов «Слова»: Нет, не видно там княжеского стяга, Не шеломами черпают Дон, И прекрасная внучка варяга Не клянет половецкий полон... Восторгался «Словом» и С. Есенин, считая его гениальным памятником древнерусской литературы, истинно патриотическим произведением, поэтически завершенным. Часто в XIX веке на почве сентиментализма можно встретить перевод только плача Ярославны, как самого поэтичного фрагмента «Слова». Символу жены героя посвящено много оригинальных стихотворений. В XX веке этот образ вдохновлял на написание произведений Звягинцева, Саянова, Антокольского и многих других. Поэтические образы «Слова» изменяются в начале XX века. Его мотивы, настрой, батальные сцены рисуются и трансформируются под времена и нравы советской власти. Создается множество произведений: повесть о походе Игоря, написанная Г. Троицким «Иду на вы», воссоздание образа автора «Слова» видно в повести И. Новикова «Сын тысяцкого». «Слово о полку Игореве» расширяет представление о культуре Древней Руси, помогает на основе тех исторических событий переосмыслить действительность, что создавало не одно поколение писателей.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Слово о полку Игореве > Влияние «Слова о полку Игореве» на историю русской литературы