ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - сочинение

«Слово о полку Игореве» посвящено трагическому событию русской истории — походу новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев, героической битве и жестокому поражению на берегах реки Каялы. Произведение является выдающимся памятником древнерусской литературы. Существует множество переводов произведения на современный язык. Его значимость для исследователей и огромное эмоциональное воздействие на читателей неизменны на протяжении столетий. В чем же секрет художественной силы этого произведения? С помощью каких литературных приемов автору удалось достичь высот поэтического совершенства?
Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — воинская повесть. Однако характерное для этого жанра внимание к снаряжению витязей, тактике битвы и последствиям неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жанры устной народной поэзии — «плач» и «славу».
«Слово» начинается с упоминания о Бояне, который «жил... в громе дедовских побед» и слагал хвалебные песни в честь князей: Вещие персты он подымал,
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу грохотали.
Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю — славы, почестей — себе!», величие единой, сильной Руси:
Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют,
Величают князя Святослава,
Игоря отважного клянут.
«Славой» молодым князьям, пытающимся, пусть и безуспешно, не щадя жизни отстоять родные рубежи, и завершается произведение:
Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил!
Здрав будь князь, и вся дружина слава!
Слава князям, и дружине слава!
Другой фольклорный жанр, противоположный по настроению «славам», — «плач». Плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, обращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о помощи Игорю и с горьким упреком в безучастности к его судьбе, создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения.
«Слово» — это также жанр древнерусской литературы. На современном языке мы бы сказали «речь» — жанр ораторского искусства (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения). Но, как уже говорилось, это произведение — уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» отдельным фрагментом.



«Золотое слово» Святослава, воплощающее авторскую идею о единении Руси, о восстановлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою...» Такое смешение контрастных по эмоциональному восприятию жанров придает дополнительную напряженность сюжету, усиливает наши сопереживания героям. Жизненные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и постоянно держат читателя в напряжении. Пронзительную лирическую струю вносит в произведение образ автора — живого, заинтересованного свидетеля драматических событий русской истории. Авторское присутствие, оценка изображаемых событий сопутствуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опасностях, сравнивает прошлое с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, — характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Он не только использовал все известные изобразительные приемы ораторской прозы, но и выступил как новатор — гениальный художник дополнил их выразительными средствами устной народной поэзии. Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам, способным изменить судьбу людей. И природа сочувствует героям, предупреждает их об опасности, помогает им. Это усиливает трагичность произведения. Некоторые из них проходят через все «Слово». Перед походом Игоря Солнце предупреждает его об опасности, грядущей неудаче: Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Среди бела дня ночная тень Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятствует обреченному на погибель Игоревому войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло». Перед решающей битвой «кровяные зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра». После трагического поражения «степь поникла, жалости полна, и деревья ветви преклонили». Во время Игорева побега природа помогает ему: Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет веселый возвещая, Соловьи ликуют вдалеке. Когда князь вернулся на родину, мрак над русской землей рассеялся и солнце ликовало вместе с народом. В «Слове о полку Игореве» все значительно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, художественные средства отражают смысл каждого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и удивительно цельном поэтическом тексте.


Похожие сочинения


ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Кто мог быть автором «Слова о полку Игореве»




Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Слово о полку Игореве > ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»