Сочинения > Слово о полку Игореве > Плач Ярославны (анализ эпизода из «Слова о полку Игореве»)
Плач Ярославны (анализ эпизода из «Слова о полку Игореве») - сочинение


“Слово о полку Игореве”. Анализ. Содержание. Идея. Образы Святослава, Ярославны, Игоря…
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Кто мог быть автором «Слова о полку Игореве»
Жанровые особенности Слова о полку Игореве 2


Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово...
(перевод Н. Заболоцкого)
Так начинается «Слово о полку Игореве» — письменный памятник старины глубокой, древнерусской культуры, в котором описывается неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Олеговичем (1185 г.). По времени написания «Слово» относят к 1187-1188 годам. Повествование донесло до наших дней весть о событиях стародавних, о предках наших, о мировоззрении тех времен. Авторство поэмы до сих пор спорно, но, писавший «Слово» обладал талантом рассказчика, сумев не только отобразить ратные дела воевод, но и создать блистательную галерею образов князей, простых воинов и русских женщин, особенно детально остановившись на образе Ярославны, жены Игоря Святославича.
Плачем Ярославны, скорбящей о поражении дружины Игоря, начинается третья часть поэмы, признанная одним из самых лучших эпизодов «Слова о полку Игореве».
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой...
Ярославна—типичный образ русской женщины, занимающий значительное место в идейном замысле поэмы. В образе сосредоточены темы мира, семьи, дома, любви и преданности, самопожертвования и безграничной тоски ждущей мужа с ратного дела женщины. Настолько велико волнение Ярославны, что она готова обернутся птицей, лишь бы очутиться рядом с мужем как можно быстрее и омыть его раны. Подобные метаморфозы были свойственны фольклорному творчеству. Для древних притч и песен характерно превращение героев в птиц и животных. Ярославна — дочь своего народа, впитавшая в себя его культуру и традиции, поэтому не удивительно, что говорит она как персонажи песен, плачей и притч своего времени. Мотивы и напевы устного народного творчества слышатся в каждом слове плача Ярославны, поэтому становится понятно, почему кукушкой обернуться хочет героиня.
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу...
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь...
К моменту отраженных в поэме событий Русь приняла христианство, однако, по художественным образам поэмы, по плачу Ярославны видно, что народ еще не забыл своего языческого прошлого и традиции верований предков еще крепки в памяти автора. Игорь, к примеру, перед началом сражения, увидав, что «середь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла», сразу же засомневался в удачном исходе боя. Кроме того, ярким подтверждение язычества служит обращение Ярославны к силам природы: к ветру, к солнцу, к реке, олицетворяющим языческих богов. Она то упрекает их в том, что не оказали помощи дружине, то умоляет о поддержке. И в то же время Ярославна с могучими силами природы держится на равных, обращаясь к ним на «ты»:



     
     



Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Помимо того, обращение Ярославны к силам природы это еще и способ для автора рассказать о красоте земли русской, где ветер веет в облаках, где солнце «трижды светлое» в любое время года, где возвышаются каменные горы, где есть моря и реки. Во всех этих красотах отразилась великая и необъятная Русь, воплощенная в образе самоотверженной русской женщины. В плаче Ярославны слышатся не только страдание и печаль, в нем каждое слово наполнено любовью, нежностью и надеждой. Лиризм монолога несет примирение чувств, смягчает горечь утрат и поражения. Сердце Ярославны разрывается от скорби, но скорбь ее светлая, полная упования на встречу с мужем. В её лице надеются и верят в счастливый исход событий все русские женщины и весь русский люд. И мольба её о том, «чтоб забыла слезы ... отныне, чтобы жив вернулся ...» Игорь, услышаны. Князь бежит из плена, и «сам Господь из половецких стран князю путь указывает к дому».
Устами Ярославны автор рассказывает не только о поражениях, но и об успешных походах князя Свято 
слава против половцев, о походах, которыми по праву мог гордиться русский народ. Поэма «Слово о полку Игореве» имела идейно-политическое значение, так как содержала в себе призыв к единению земель русских против общих врагов во имя процветания Руси и ради будущих поколений. И не случайно поэма заканчивается на мажорной, оптимистической, победной ноте:
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
Таким образом, плач Ярославны занимает важное место в идейно-художественном содержании поэмы, так как в нем выражены всеобщая народная скорбь о погибших воинах. Безмерным горем рыдающей женщины автор противопоставляет идеи войны и мира, утверждает идею созидания, а не идеи разрушения и истребления, сопутствующие любым войнам. Кроме того, в плаче Ярославны отразились типичные черты характера русской женщины, свойственные не только нашим прародительницам, но и современным женщинам России. Автор создал органичный тип русской женщины, преданной своему мужу и родной стране, жертвенность и любовь которой в дальнейшем нашли отражение в классической русской литературе.



Похожие сочинения


“Слово о полку Игореве”. Анализ. Содержание. Идея. Образы Святослава, Ярославны, Игоря…
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Кто мог быть автором «Слова о полку Игореве»
Жанровые особенности Слова о полку Игореве 2

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее