Смысл двух превращений Шарика (по повести М М Булгакова «Собачье сердце») - сочинение

То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком.
М. Булгаков. Собачье сердце
Раскрывая томик Булгакова, вдруг задумываешься: что заставляет перечитывать его снова и снова? Наверное, то, что, погружаясь в водоворот довольно большого числа исторически существующих событий, заодно погружаешься в сказочный, неведомый мир. И в какой-то момент начинаешь верить, что все это было, было на самом деле и иначе быть не могло...
Жила-была живая душа — пес Шарик. По-своему справлялась с действительностью, страдала и радовалась. «Все испытал, с судьбой своей мирюсь, и если плачу сейчас, то только от физической боли и холода, потому что дух мой еще не угас». Очень много повидал он в своей жизни, в людях научился разбираться, загадывать их настроение. «О, глаза — значительная вещь. Вроде барометра», — рассуждал он.
И была эта душа ни плохой, ни хорошей, а просто живой, которая способна и приврать, и притвориться, когда это надо для дела, и укусить более слабого, но не со зла, а потому как считает, что мир делится на сильных и слабых, и сильные «кусают» слабых.
Жестокие правила улицы заставили Шарика заняться самообразованием. Он стал осторожен и недоверчив. И тут в его жизни появился человек, круто изменивший всю его судьбу. Профессор входит в жизнь собаки в тоскливую минуту, и жизнь пса превращается в праздник. Именно в этот момент Шарик становится человеком.
У профессора Преображенского было чему поучиться. Но учиться пришлось долго и трудно. Оказалось, что плохое, низкое и примитивное пристает к нам гораздо быстрее и проще, чем хорошее. Здесь нельзя не отметить судьбоносную роль Швондера и компании в становлении личности Шарикова. Он, возможно, путем жесткого воспитания стал бы все-таки человеком, человеком с большой буквы, каким являлся профессор и все его окружение. Но, к сожалению, этого не произошло...



Что такое Человек с большой буквы? Такой человек, невзирая на внешние обстоятельства, всегда им остается. Это не каждому под силу... А ведь многим в те смутные времена не хватило на это сил. Можно ли их винить в этом? С одной стороны, можно, а с другой — имеем ли мы на это право? Эти люди поднялись снизу, с самого дна жизни, полной либо тяжелого труда, либо скуки и безнадежности, либо и того и другого вместе взятых. И вдруг, осознав свои возможности, свою свободу и безнаказанность, расправили плечи, задышали полной грудью. И вместо того, чтобы насладиться новыми возможностями, которые дала им судьба, начали с того, что стали втаптывать в грязь, унижать рядом идущего, не такого, как они. В их головы не пришла мысль, что, обретя новые горизонты, мы переходим на более высокий уровень нравственности и морали, требующий от нас ответственности и дополнительных обязанностей. Но эти люди, обретя права, не обрели обязанностей. «Разруха не в клозетах, а в головах», — говорил о них Преображенский. Швондер и сотоварищи получили в свои руки власть, и она их опьянила. Ведь власть развращает... Познав это чувство, они решили подарить его и Шарикову, и он сразу же не преминул им воспользоваться. Но незрелым личностям нельзя давать в руки власть. «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня», — ужасается Преображенский. Пользоваться властью нужно учиться. И никто не обещал, что будет легко. И ад, и рай мы порождаем сами. Создавая новое существо, новую страну, новую жизнь, мы должны понимать всю долю ответственности, возложенную на нас. Это пришлось осознать и профессору Преображенскому. Создание новой личности Шарика перекликается с созданием нового государства. Это был великий эксперимент, но трагический и неудачный, и Булгаков показал это. Прекрасно — иметь возможность экспериментировать, но за любой эксперимент приходится платить, и иногда слишком высокую цену. Шариков не справился с данными ему возможностями. Не справился по мнению профессора и писателя, но вполне справился по мнению Швондера. И профессору пришлось взять на себя роль бога. Но разве такие, как Швондер, не отвели себе такую же роль? С криками «мы хозяева жизни!» они ворвались в чужие судьбы, мечтая завоевать и переделать всех и вся под себя... Да, профессору пришлось уподобиться богу, ибо он осознал свою ответственность перед миром в порождении зла в лице Шарикова. «Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают», — переживает он о своем детище. И Преображенский вернул его в ту среду, в которой от него было больше пользы, чем вреда. Его эксперимент провалился. « Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы». Иногда, чтобы исправить прошлое, приходится возвращаться к тому, с чего начали. В этом и есть смысл двух превращений Шарика. Своим произведением Булгаков как бы говорит: «Затевая эксперимент, господа, подумайте, готовы ли вы жить вместе с его последствиями»...






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Собачье сердце > Смысл двух превращений Шарика (по повести М М Булгакова «Собачье сердце»)