Творческое переосмысление жизни у Ф К Сологуба - сочинение

1.	Федор Сологуб и символизм.
2.	Мир романа «Мелкий бес».
3.	Пути выхода в романе «Творимая легенда».
4.	Двоемирие творчества Сологуба.
Модернизм заявил о себе как новое искусство, творящее действительность. Федора Сологуба можно отнести к представителям символистского течения: в его произведениях изобилуют символы, и порой за достаточно строго реалистичной картиной мира возникает нечто мистичное. Ничего удивительного, что Федор Сологуб в своих произведениях сотворил свой собственный мир — мир романов Сологуба. Основные тенденции его творческой деятельности ярко прослеживаются в текстах произведения.
В данной работе хотелось бы рассмотреть, как Сологуб переосмысляет действительность, на примере двух его произведений: романов «Мелкий бес» и «Творимая легенда». 



Роман «Мелкий бес» описывает мир как нечто мрачное, тяжелое для восприятия, населенное бездуховными и тупыми мещанами передоновыми, инфернальными существами вроде Недотыкомки. Писатель так отзывался о своих произведениях и героях: «Я не был поставлен в необходимость сочинять и выдумывать из себя; все анекдотическое, бытовое и психологическое в моем романе основано на очень точных наблюдениях, и я имел для моего романа достаточно “натуры вокруг себя”». В самом деле, Сологуб видел вокруг вопиющую бездуховность, серость и в гротесковой форме отражал это на страницах своих произведений. Мрачное мировосприятие окружающей его действительности Сологуб объяснял следующим образом: «Возникая из великой тоски, начинаясь на краю трагических бездн, символизм, на первых своих ступенях, не может не сопровождаться великим страданием, великой болезнью духа. И так как всякое страдание, непонятное толпе, презирается и осмеивается ею, то и это страдание получило презрительную кличку декадентства. Но иначе как страданием и болезнью нельзя сделать никаких завоеваний в области наших восприятий». Именно это «страдание», описание болезни мира и порочности мироустройства можно назвать ведущим мотивом романа «Мелкий бес». Выходов из мрака не существует. Возможно только отвлечение, временное стирание себя из мира мрачной пошлости, и заключается этот в какой-то мере иллюзорный выход, в красоте и природной естественности. Представителями «светлой» стороны в «Мелком бесе» являются красивый гимназист Саша Пыльников и Людмила. Вот какими Красками описывает Сологуб скромного и красивого Сашу Пыльникова: «смуглый, стройный», «с высокой и широкой грудью», «ресницы, слишком длинные, бросают тень на все его лицо». Людмила окружена яркими красками и приятными ароматами благовоний. Ведь символисты воспринимали красоту как абсолютную духовную 20 но, как говорится в Библии: «...широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матфей 7:13, 14). Ветер и вьюга в поэме Блока — символ революции, символ разгулявшейся стихии человеческих страстей. А незримый Христос идет «нежной поступью надвыжной», потому что он пребудет неизменно и вовеки, какие бы катаклизмы не совершались в этом мире, испорченном грехом, но искупленном его кровью. Он был прежде мира, пребывает с ним и в нем и пребудет вечно, даже когда мир станет иным, — всегда впереди.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сологуб > Творческое переосмысление жизни у Ф К Сологуба