Сочинения > Сочинения на свободную тему > «Золотые купола кому то черный глаз слепили» (Сочинение эссе Храм памятник Христа Спасителя в Москве)
«Золотые купола кому то черный глаз слепили» (Сочинение эссе Храм памятник Христа Спасителя в Москве) - сочинение


Православие и храм русской литературы (Сочинение-проповедь на заданную тему)
Сочинение-описание памятника А. С. Пушкину в Москве
Сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»



Ты раздражала силы зла И, видно, так их доняла, Что ослепить тебя решили, Россия...
Игорь Тальков
Мой дедушка рассказывал мне, как пугал его в детстве вид церквей и попов в золотом облачении - так воспитали его в духе атеизма. Кадры кинохроники - в облако пыли падают церковные купола с крестами и раскалываются колокола - радовали наших предков, потому
•	что советская власть сокрушала неведомую и страшную силу, которая угрожала строительству коммунизма.
Наше поколение «выбирает пепси и безопасный секс», а к религии и церкви мы все же равнодушны. Не совсем, конечно. Молодым нравится экзотический обряд, блеск золотой мишуры и диковинное пение. Но к церкви я отношусь как к государственному учреждению, статистическому управлению или налоговой инспекции например. Поп - тот же чиновник. Генерал ходит в золотых погонах, а он - в золотой рясе. Даже когда на моих глазах восстанавливали храм Христа Спасителя, я восторгалась техническим размахом стройки и обилием подъемных кранов. Ничто во мне не отзывалось на возрождение утерянного величия России, потому что храмом для современной девушки стал ночной клуб и стадион.
Но когда я готовилась к вступительным экзаменам в архитектурный техникум, пришлось перечитать много старых книг и просмотреть много графических материалов. Дискотека и «тусовка» как-то поблекли для меня, а золотые купола Храма притягательно засверкали. Здания, как и люди, имеют свою судьбу. У одних все складывается счастливо, у других - спокойно, судьба третьих бывает драматичной. История кафедрального собора в Москве была поистине трагической.
Дали зарок его построить в ходе войны с Наполеоном, чтобы вымолить у Господа победу. Храм Христа Спасителя должен был стать памятником в честь спасения страны от «нашествия многия языки». Над ним трудилась вся православная Россия: проекты разрабатывали выдающиеся русские архитекторы, фасады храма оформляли лучшие скульпторы, а интерьеры расписывали более тридцати прекрасных живописцев, среди которых В. Верещагин, В. Суриков и И. Крамской. Граждане России по копейке собирали деньги на строительство.
В стенах собора исполнялась музыка Чайковского и Чеснокова, звучал голос замечательных русских певцов Шаляпина и Розова, который первым был удостоен звания «Великий архидиакон». После революции в храме Всероссийский Поместный Собор на Руси восстановил патриаршество. Но атеисты превратили его в груду камней. Даже память о Храме попытались уничтожить, чтобы стереть в русском народе национальное самосознание.



     
     



С победой большевиков Россия потеряла множество памятников русским государям. Архитектурные панорамы русских городов лишились выразительного силуэта церковных куполов. Но, с вашего позволения, я вернусь к истории строительства Храма.
Петербургский архитектор-классицист Джакомо Кваренги представил первый проект храма Христа Спасителя в духе греческого Пантеона, лишенный признаков русского православного храма. Проекты других архитекторов тяготели почему-то к собору святого Петра в Риме, святыни католичества. Победил проект Александра Витберга, потому что автор сумел выразить национальную идею в контексте общечеловеческих ценностей христианства, за что получил благосклонность императора Александра Первого. Но после смерти самодержца завистники оклеветали Витберга, новый государь Николай Первый остановил строительство, а Витберга сослал в Вятку, где его застал молодой Герцен и навеки запечатлел в книге «Былое и думы».
Во втором конкурсе победил проект архитектора Константина Тона, отца «русско-византийского» стиля. Строительство по новому проекту началось в 1840 году, а в 1858 году храм был освобожден от лесов и предстал во всем величии. Роспись была завершена в 1880 году. На четырех колокольнях звонили 14 колоколов, украшенных рельефами, орнаментами, надписями из Священного Писания. Торжественный большой колокол весил 26 тонн. Храм царил над Москвой: с юга и юга-запада был виден более чем за десяток верст, чтоб все знали - храм этот не чета обычным церквам, а своего рода Храм храмов.
На северном фасаде находились рельефы с изображениями национальных святых - распространителей христианства на Руси, охранителей ее от врагов и поспешников в битвах. В верхнем ряду в центре находился рельеф с изображением иконы Иверской Богоматери. По сторонам - святые и мученики, в память о горестях войны. Скульптуры по сторонам портала на северном фасаде тоже напоминали об истории христианства на Руси. Справа от портала - преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами и дает ему в подмогу иноков Пересвета и Ослябю. На левой стене - преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от захватчиков-ляхов.
На месте храма Христа Спасителя большевики решили возвести Дворец Советов, высотой почти с полкилометра - «крупнейшее из всех архитектурных сооружений, когда-либо созданных за всю мировую историю», как писали тогда их газеты. Выше египетских пирамид, колосса Родосского - под стать Вавилонскому столпу, сметенному Господом. Каменная фигура Ленина на Дворце превосходила бы по высоте статуи Свободы в Нью-Йорке и «Рабочий и Колхозница» в Москве.
Стройка монструазного Дворца Советов была обречена провидением - началась война с фашистами. После войны большевики решили отказаться от «вавилонского столпотворения», а на месте снесенного Храма построили бассейн «Москва».
Поколению молодых выпало на долю увидеть величественные купола восстановленной святыни России. Я считаю, что Юрий Михайлович Лужков хотя бы только за одно это должен войти в историю России. Пусть сбудутся слова из манифеста императора Александра Первого: «Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред Святым Престолам Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».


Похожие сочинения


Православие и храм русской литературы (Сочинение-проповедь на заданную тему)
Сочинение-описание памятника А. С. Пушкину в Москве
Сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее