Апокалипсис и грядущее человечества (Сочинение размышление о возможном конце света) - сочинение

Великий русский кинорежиссер, художник и мыслитель Андрей Тарковский поведал в своих записках: «Апокалипсис - самое великое поэтическое произведение, созданное на земле. Это феномен, который по существу выражает все законы, поставленные перед человеком свыше»
Апокалипсис - литературный жанр, который как бы пророчески приподнимает завесу над будущим. Излагает грядущие события в фантастическом и устрашающем виде. Откровения вкладываются в уста героев древних времен, которые словно могли предвидеть все ужасы настоящего, чтобы предупредить о них людей. Каноническое «Откровение Иоанна Богослова» по-новому читают люди в наше время: угроза самоуничтожения человечества в ядерной войне до сих пор не отпала, но еще к тому же нам грозит глобальная экологическая катастрофа, век примитива и торжество бездуховности. Все это кажется вдумчивому человеку предвестником Страшного Суда, красочно описанного в Апокалипсисе.
Гонение на христиан во времена правления императора Домициана казалось Андрею Тарковскому схожим с гонением на высокую культуру, для которой в нашей жизни остается все меньше места. Автору Апокалипсиса - апостолу Иоанну - в одном из видений явился из моря семиголовый зверь, «который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи». Зверя оседлала Вавилонская блудница: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями». Тарковский распознал в Вавилоне - современный мегаполис, средоточие вселенского зла. Иоанн Богослов словно предвидит неизбежную гибель мировой суперцивилизации мегаполисов. А вот я бы сказал, что под грядущим из-за моря зверем он имел в виду, конечно, нынешнюю глобализацию, за которую так ратует Америка, победительница всех и вся.
Иоанн повествует, что, находясь «в духе», он получил повеление написать письма к семи малоазийским церквам с предупреждением о грядущей ответственности за их деяния. Это предупреждение направлено из глубины веков к нам. Во втором видении «Сидящий на престоле» открывает одну за другую семь печатей с запечатанной книги:
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие...
И даны были каждому из них одежды белые...
Поэт Арсений Тарковский, отец кинорежиссера, так представлял эту картину:
...в свете все преобразилось, даже Простые вещи - таз, кувшин, - когда Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи, Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...



Третья картина рисует перед нами семь ангелов, трубящих в трубы. Четвертая - представляет зверя и его дракона. Пятое видение выносит семь чаш гнева, который обрушится на современный Вавилон- мегаполис. Далее апостол описывает пришествие Иисуса Христа: огненное озеро поглощает зверя и дракона. Седьмое видение живописует новый мир, небесный Иерусалим, дарованный «претерпевшим до конца, которые спасены будут». Заключительные главы изображают новый Иерусалим «приготовленный как невеста» - вот и все «литературное» произведение. Ожидание близкого пришествия Иисуса Христа сообщает всей книге торжественный тон поэмы. Мегаполис с его городской культурой вызывает невыразимое ожесточение как «великая блудница», с которой «блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле». Она упоена «...кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых». «Воздайте ей так, как она воздала вам... Придут на нее казни, смерть, плач и голод, и будет сожжена огнем... И восплачут, и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие... с нею». Современный православный бард иеромонах Роман так поэтически переводит эти строки в своей «Песне Гонимых»: Окаянная дочь - Вавилонская дщерь Да воздастся тебе воздаянье твое... Наш Господь разобьет Младенцы твоя о камень... По предсказанию о конце света, ангел сковывает сатану на тысячу лет: «после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». «Души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие» оживают и царствуют с Христом тысячу лет. «Это первое воскресение... Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы... И ниспал огонь с неба от Бога, и пожрал их. А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Андрей Тарковский в своих размышлениях об Апокалипсисе заметил, что в «Откровении» очень много точных цифр, дат: «Перечисляется число жертв и число праведников. Но, с моей точки зрения, это вовсе ничего не значит, это как бы образная система, которая воспринимается эмоционально. Цифры, какие-то точные моменты важны в ощущении человеческой судьбы, в знании будущего». Мне близки размышления Андрея Тарковского по поводу предостережения о времени в Апокалипсисе: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем: ибо время близко»... Мы не можем с точностью определить, когда настанет то, о чем пишет Иоанн. Это может случиться завтра, это может случиться через тысячелетие. В том-то и смысл такого духовного состояния человека, который должен ощущать ответственность перед собственной жизнью. Невозможно представить себе, что Апокалипсис возник тогда, когда наше время исчерпалось. Поэтому нельзя сделать никаких выводов из текста Апокалипсиса по поводу времени как такового». Эсхатологическое толкование Тарковского о конце мира подтверждает катастрофы, которые будут предшествовать концу света, дню Господа. Их мы каждый день наблюдаем на экране телевизора. Но после разрушения будут: «новое небо и новая земля», то есть наступит вечное Божье царство, вечное блаженство для избранных. В целом же Тарковский считает, что Апокалипсис невозможно толковать, потому что в нем нет символов. Это образ в целом. Символ можно было бы расшифровать, вытащить из него определенный смысл, но целостный образ разъять невозможно. Ибо он имеет бесконечное количество связей с миром. По мнению Тарковского, Апокалипсис - последнее звено в цепи человеческой эпопеи, он внутри нас, он был всегда с нами, Когда судьба по следу шла за нами, Как сумасшедший с бритвою в руке... - как писал его отец - поэт Арсений Тарковский. Художнику важно, что Апокалипсис несет в себе не только концепцию наказания: «Главное, что он несет, - это надежда... Апокалипсис страшен каждому в отдельности, но для всех вместе в нем есть надежда. В этом смысл Откровения». В эпилоге Апокалипсиса есть потрясающая картина: сам Агнец, сама вечная Истина и Любовь, стоит у дверей человеческого сердца. Он не требует грозно, не приказывает, а тихо стучит, словно путник, просящий ночлега. И как важно, чтобы этот тихий стук Любви был услышан. Пока еще не поздно...






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Апокалипсис и грядущее человечества (Сочинение размышление о возможном конце света)