Деловая и деятельная женщина в русской литературе (Сочинение анализ на тему женской эмансипации в России) - сочинение

Я считаю, что эволюция женских образов от Татьяны Лариной из «Евгения Онегина» до Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» наиболее полно исчерпывает тему. Ноя хочу взять срединный отрезок этой плеяды - героинь Тургенева и Гончарова, скромных, но уже мужественных и почти самостоятельных, независимых от мужчин.
Романы Тургенева и Гончарова, помимо своей художественной красоты, замечательны тем, что заставляют задуматься читателя над теми аспектами жизни, о которых ранее он и не размышлял. Образы героинь можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отдаются авторами женщинам обычным, традиционным. Их образы противопоставляются главным героиням книг, деловым и деятельным.
В романе Тургенева «Отцы и дети» образом «нежной традиционности», «женской обычности» можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнуют проблемы бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся подле, рядом с ее семейным очагом. То есть сама Фенечка несет в себе собственное счастье.
Она свежа, красива, способна заинтересовать мужчин. Вспомним хотя бы эпизод в беседке с Базаровым. Разве не интересна была ему Фенечка? Интересна, но как женщина, а не как соратник под стать нигилисту. В романе Гончарова «Обломов» появляется похожий персонаж - Агафья Матвеевна Пшеницына. Она тоже живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковородок, диванов и кроватей, клеток с канарейками и чижами, ее не волнует все происходящее вне этого микробытия.
Нельзя отрицать, что и Фенечка, и Агафья Матвеевна достаточно обаятельны как женщины. Их любовь может быть глубока и жертвенна. Когда Обломов был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, его спасла любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы любимому было по- прежнему уютно и спокойно. Разве она не деятельная и не деловая женщина? На ней было все хозяйство и ответственность за благополучие семьи.
Вот как описывает переживания Агафьи Матвеевны Гончаров: «После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз, и истомилась совсем». Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как верная Пшеницына.



Тургенев вводит нам и образ «суперсовременной» женщины - это дама полусвета Кукшина. Это персонаж, на котором лежит лоск эмансипации, философские идеи феминизма слышатся в ее речах. Нет в Кукшиной и малой толики того душевного тепла, которое мы видели в Фенечке и Пшеницыной. Но зачем для феминистки и «бизнесвумэн» такая обуза? Переходя к образам Ольги Ильинской и Анны Сергеевны Одинцовой, хочется сказать, что они в свое время были новы и необычны. С течением времени, с наступлением эмансипации их тема становится все живей и актуальнее. Одинцова и Ольга схожи, пожалуй лишь тем, что стоят на голову выше остальных по своему мировоззрению, мироощущению, переживаниям и развитию. Для русской литературы Ольга - новый образ в самом глубоком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила «из идейных соображений». С одной стороны, это удивляет и возмущает, хочется спросить: «Как же можно рационализировать чувства?». В Ольгиных переживаниях сквозит рационализм, влюбленность ее носит экспериментальный характер. Неважно, что задание было получено от Штольца, важно то, что план любви устраивает героиню, щекочет ей нервы, учащает ее пульс. С наибольшей силой расчетливость Ольги проступает в комическом эпизоде «лазания на гору», когда Обломов приходит на свидание и не находит ее на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь потом обнаруживает возлюбленную на вершине. Так Ольга заставила подняться на гору Обломова, который двигался очень мало. В безобидном, на первый взгляд, розыгрыше оказывается гораздо больше новизны, чем в курении папирос и посещении курса физиологии. С другой стороны, Ольга - самый интересный персонаж в романе «Обломов». Она стремится к чему-то своему, чего и не знает сама. Но Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить, она оставит и Штольца, если того потребуют время и социальная мода. Если Ольга сама не знает, к чему ей стремиться, не может понять себя, то Одинцова в конце концов разобралась в своих чувствах и мыслях, поняла, что важнее всего для нее размеренная спокойная жизнь. Но Анна Сергеевна не ограничивает себя стенами дома, она ведет расчетливую, вернее сказать, размеренно-спокойную жизнь. Пожалуй, расчетливость, рационализм - это и есть точка соприкосновения Ольги и Анны Сергеевны. Одинцова все же противоположна Ольге, в том смысле что она ничего не ищет и ни к чему не стремится, ее ничто не томит. При всей незаурядности своей натуры, она боится сердечных тревог и жизненных осложнений. «Нет, - решила она наконец после признания Базарова, - Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Именно это и привело к разрыву между Базаровым и Одинцовой. Нужно сказать еще пару слов о Катеньке, сестре Одинцовой. Ее можно сравнить с Пшеницыной, Фенечкой, хотя Катя принадлежит к совершенно другому слою общества. Для нее тоже важно спокойствие, но иное, чем для Анны. Катенька ищет семейной тишины, обычного размеренного счастья. Их женитьба с Аркадием служит очень интересным примером совпадения характеров. Вспомним такие строки: «Аркадию было хорошо с Катей... Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом...». Катенька, будучи не такой необычной, как ее сестра, все же сумела обрести то, к чему вела ее жизнь. Она станет главой семьи, хранительницей домашнего очага, а если понадобится, и деловым человеком, предпринимателем. Пример тому подает Салтыков-Щедрин в образе матери Никанора Затрапезного из «Пошехонской старины».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Деловая и деятельная женщина в русской литературе (Сочинение анализ на тему женской эмансипации в России)