👍Сочинение Зарождение патриотической темы в древнерусской литературе (Сочинение анализ авторской древнерусской литературы) Сочинения на свободную тему
Зарождение патриотической темы в древнерусской литературе (Сочинение анализ авторской древнерусской литературы) - сочинение

Древнерусская литература развивалась и складывалась вместе с развитием православного летописания и ростом общей образованности русского общества. У грамотных людей появилась потребность донести до современников свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, о роли религии, захотелось поделиться своим жизненным опытом, а также оставить наставление потомкам. В рукописных книгах имела нужду церковь для богослужебных надобностей. Нуждались в них и князья для утверждения своей власти. Книги писали по заказу, но на этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты и поэты.
Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Илларион. В начале XI века он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», где поведал потомкам о новой церкви Благовещения на Золотых воротах и навек запечатлел в слове Ингигерду - жену Ярослава Мудрого. Илларион рассказывает о крещении Руси и восхваляет Владимира, крестившего Русскую землю: «Похвалим же нашего учителя и наставьника, великаго кагана нашея земля, Владимира, внука стараго Игоря, сына же славьнаго Святослава...». Илларион обращается к Владимиру с призывом взглянуть на величие Киева, расцветшего при Ярославе. Еще не отмерли варяжские имена дружинников, а преосвященный Илларион в своем «Слове...» уже закладывает краеугольный камень в фундамент русского патриотизма.
Во второй половине XI века патриотическую традицию закрепляет монах Иаков в «Памяти и похвале Владимира», где государственнические идеи Иллариона получают дальнейшее развитие на фоне исторической фигуры Владимира Святого. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. «Повесть временных лет» создала мифологическую основу княжения варяжской династии, в ней звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит та нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.
Самым ярким светским автором древнерусской литературы на склоне лет становится великий князь Владимир Мономах. В «Поучении детям» он рассказывает о своих походах и путешествиях. Русский князь должен следить за всем в доме, а не полагаться на тиуна или дружинника («отрока»), чтобы не посмеялись над порядками в доме и на обеде. Во время военных походов надо избегать излишней пищи и питья, а также долгого спанья.



XII - XIII века стали эпохой расцвета древнерусской литературы. Пополнили сокровищницу русской культуры «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Автор, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Даниила возмущает извечный антагонизм богатых и бедных: «не имей двора поблизости от царева двора и не держи села поблизости от княжеского села...». Писание Даниила Заточника соткано из ряда афоризмов и поучений: «если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее ласковые и льстивые словеса, а дел ее не проверяет, то дай бог ему лучше лихорадкой болеть». Или в другом месте: «Что есть жена зла - гостиница неуповаема, кощуница бесовская. Что есть жена злая? Мирский мятеж, ослепление уму, начальница всякой злобе». Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. В своей «Притче о человеческой душе» епископ города Турова святой Кирилл размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли накануне монголо-татарского нашествия. Но самые яркие общечеловеческие и национальные мотивы прозвучали в «Слове о полку Игореве». В «Слове» рассказывается о походе северских князей в 1185 году во главе с князем Игорем Святославичем против половцев. Это первое из произведений древнерусской литературы с развитым сюжетом, которое можно сравнить только с греческим романом того времени. С самого начала участники похода были смущены плохими знамениями - произошло затмение солнца. Однако князья решили двигаться дальше. Первый бой был удачен для русских. Но вскоре дело приняло другой оборот. Половцы разбили русские войска, и Игорь Святославич попал в плен, из которого бежал с помощью некоего Овлура. Как характерно для большинства произведений древнерусской литературы, все содержание «Слова о полку Игореве» держится на представлении о том, что Русская земля может бороться против набегов половцев лишь как единое целое. Постоянным припевом звучат патриотические, полные горячей любви к родине слова о Русской земле, скрывшейся за холмами («О, Руськая земле, уже за шеломянем еси»).






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Зарождение патриотической темы в древнерусской литературе (Сочинение анализ авторской древнерусской литературы)