Как одежда к нам пришла Что из чего Игрушки - сочинение

Цель: оказывать содействие накоплению у школьников опыта личностного отношения к системе ценностей украинского общества, усвоению национально-культурных традиций украинского народа; формировать у учеников представления о том, как возникла одежда, о некоторых традиционных элементах в одежде; рассказать о старинных детских игрушках; воспитывать стремление принимать участие в посильном исследовании особенностей национальной одежды своего края. На уроке можно использовать наглядные пособия и демонстрационные материалы издательства «Утро»: демонстрационный материал «Украинская народная одежда», «Украинское народоведение». Ход урока 1. Упражнение «Погода». —Какой сегодня день?

—Какое число и месяц? —Какое состояние неба?

—Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки? 2. Работа с учебником (С. 82). Ученики рассматривают рисунки, называют их. Предложите отгадать загадки и найти среди рисунков отгадки.

Били меня, рвали, На куски порвали, В воде мочили, По траве валяли. Одну половину с кашей поели, Другую половину на плечи наделы. (Лен)

По лужайке и горной долине Все странствует в полушубке. Даже летом одета. (Овца) —Почему говорят, что лен били и рвали на куски, в воде мочили? —Что делают из льняного семени? —А что изготовляют из лена? Ученики с помощью учителя рассказывают, какой путь проходит одежда от растения до рубашки. —В каком полушубке странствует по горным долинам овца? —Какой у нее мех? —Что из него делают? Ученики с помощью учителя рассказывают, какой путь одежды от овцы до штанов. 3. Работа в тетради с печатной основой (С. 60-60). Задача 1 Дети рассматривают рисунки и составляют предложение о том, что делают из шерсти и меха, из льна и хлопка, из кожи. Задача 2 С помощью рисунков ученики составляют предложение о том, как к нам пришло платьице. 4. Работа с учебником (С. 83). Ученики рассматривают рисунки, называют их. Выбирают, что изготовлено из ткани, из дерева, из металла. —Какие из этих предметов изготовляют в нашем городе (селе)? —Назовите профессии людей, которые изготовляет мебель, шьют одежду, строят. —Кто из ваших родителей, родственников или соседей работает на швейной фабрике, мебельном комбинате, на строительстве? Учитель обращает внимание на куклу в украинской одежде. Ученики составляют предложение о том, как одета кукла. Учитель. Сколько существуют дети, столько и существуют куклы. В давность считалось: чем лучше ребенок играется с куклой, тем большим благосостояние будет в семье. Как делали куклу? Брали кусок ткани, начиняли ее тряпьем и завязывали узел. Это была головка. Потом эту головку перевязывали красными или черными нитями, чтобы образовалось лицо. К концам ткани привязывали лоскуты, которые напоминали юбку, запаску. На голову завязывали платок. Если эта кукла - «княгиня», ей «одевали» венок, ленты. Можно сделать куклу собственноручно на уроках трудового обучения. Расширить знание учеников об украинской национальной одежде поможет работа в тетради с печатной основой (с. 63). Задача 3 Ученики рассматривают рисунки. —Что делают дети? —Сколько мальчиков? —Сколько девочек? —Найдите пары, обращая внимание на одежду. —Что вам помогло найти украинскую народную одежду? Задача 4 Среди слов ожерелье, колыбель, кадка, казак, рубашка, кувшин, свита, щедровка, шаровары ученики выбирают те, которые обозначают украинскую национальную одежду. Физкультминутка О девочках и мальчиках Дорожим мы физкультминуткой (встать, в воздухе в такт словам «нарисовать» контур березы, елки) О березе, о елке, («деревья» качаются) О птичках, которые летят, (руки в стороны, взмахи — «летят птицы») О зайчатах, которые дрожат, (имитация ушек зайцев, которые дрожат) О девочках и мальчиках, Что за партами сидят. Учитель обращает внимание на венок куклы. — Какие он имеет цвета лент? Практическая работа. Вязание венка, подбор лент к нему.

5. Рассказ учителя. — Украинский венок, наверное, есть в каждом сельском доме. Его вешают на стенах, на ковры, или ставят на стол. Есть много обычаев, связанных с венком. Когда-то последний сноп с поля жнецы приносили в село. Несла его самая красивая девушка. Этот сноп как символ следующего урожая украшали венком. Еще существует обычай на свадьбе венок одевать молодой на голову, а потом она сохраняет его всю свою жизнь. Венок должен быть весь украшен цветочками и лентами. Цветочков должно быть на венке приблизительно 12-13, ленты — разноцветные. Каждый цвет имеет свое значение. Символы, которые обозначают ленты в венке:

коричневый — символ земли;

желтый — символ солнца;

синий — символ неба и воды;

зеленый — символ красоты и молодости;

розовый — символ урожая;

малиновый — символ здоровья;

фиолетовый — символ мудрости. 6. Работа в тетради с печатной основой (С. 67, задача 3). Учитель читает о венке. —Что олицетворял барвинок? —Цвет вишни и яблони? Ромашки? Калины? Ученики раскрашивают венок, пишут на ленточках названия цветов.

7. Работа с загадкой. Что за чудо-дом — Игрушек много. (Игрушечный магазин). 8. Работа с учебником (С. 84). Ученики рассматривают рисунки, называют игрушки, которые изображены на нем. Называют, какие из них современные, а какие - старинные. Учитель читает текст, помещенный в учебнике. —Кто на Украине изготовлял игрушки в давность? —Из чего они их изготовляли? Задача домой. Принести свою любимую игрушку. Рассказать, Из чего она изготовлена. 9. Итог. —Что делают из шерсти и меха? —Из льна и хлопка? Из кожи? —Что изготовляют из ткани? Из дерева? Из металла? —Что нового вы узнали на уроке? —Сколько лент на украинском венке? —Что означают их цвета? —Какие предметы есть в украинской национальной одежде? —Из чего делали старинные игрушки? —Для чего детям покупают игрушки? — Необходимо ли ухаживать за игрушками? Как? На уроке можно использовать такие задачи.

Загадки. 1) Хотя домик маленький, но уютный и тепленький: Как мороз кусается, Пять братьев спрячется. (Варежка) 2) Днем — упорные и бойкие: Можем бегать, прыгать, а ночью мы беспомощные, Так как ложатся ноги спать. (Ботинки) 3) С ботинками дружу, С босой ногой, Если идут они куда-то, То берут с собой. (Носок) 4) Что это за рубашка — рукава внизу? И Почему-то на ноги одели ту рубашку. (Штаны) 5) Она тоненькая и крепкая, Латает нам кожух и свитки. Как носит название штука волшебная? Вы догадались, детки? (Нить) 6) Полушубок пять рожек имеет, Пять братьев туда влезает. В денек морозный там тепло и хорошо братьям. (Варежки) 7) У них много есть работы, Хотя стоят они все время, От дождя или от жары Защитят, спасут нас. Не ложатся спать никогда, На ногах они всегда. (Деревья) 8) Я не ем ни овса, ни сена. Дайте выпить бензина — Всех коней обгоню, куда хочешь, побегу. (Автомобиль) 9) В синем небе путь мой, Быстрее всех летаю я. Имею крылья, хотя не птица, люди зовут меня... (самолет). Об украинской национальной одежде Женская одежда — длинная рубашка, подпоясанная поясом. Она украшена вышитыми магическими орнаментами. Вышивка, между прочим, — основа национального костюма. Вышивали преимущественно «нижнюю» одежду — мужские и женские рубашки, а также некоторые аксессуары (пояса). Узоры вышитой рубашки свидетельствуют о ее происхождении (каждый регион имел свою любимую комбинацию цветов), пол (например, рукава женской рубашки были широкими и сходились на запястье в густо вышитом манжете, а в мужской рубашке рукава часто были прямыми), приблизительный возраст ее владельца, а также назначение рубашки - она могла быть будничной, праздничной, свадебной. Сверх рубашки женщины в будние одевали запаску, а в праздника - плахту, которую подпоясывали кромкой (ткань из цветистых нитей, с кистями на концах). Поскольку и плахты, и запаски впереди расходились, то сверх них одевалась предшественница, подобранная под цвет плахты и украшенная вышивкой. Кроме цветных кромок, использовались также узкие льняные рушники, которые были перетканы красными полосками. Такой пояс был обязательной одеждой для молодой во время свадьбы. Сверх рубашки одевалась корсетка из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка. Длина ее - по колена или по пояс. Любимейшей праздничной обувью женщин были сапоги из сафьяна, чаще всего красного цвета. Девичья обувь – туфельки из парчи. Цветистые ленты и ряды ожерелья дополняли одежду, добавляли ей праздничности. Довольно часто, кроме кораллов, на шею одевали ожерелье из монет. Мужская национальная одежда состоит из рубашки, штанов или шаровар, безрукавки (мужской корсетки), пояса, сапог. Белая мужская рубашка со временем изменила свой вид: с длинной, до колен, на выпуск, она стала короткой, с вышитым воротом и манжетами на конце рукавов; всегда заправляется в штаны. Такая рубашка имеет разрез посредине на груди, с петельками для застежек, которые делаются из шелкового шнурка или ленты. Иногда на рубашку надевают мужскую корсетку, которая напоминает жилетку, и подпоясывают поясом. Относительно штанов, то с давних времен их в Украине было два типа - узкие штаны и широкие шаровары. Узкие штаны шьются к поясу и застегиваются на пуговицы, а шаровары подпоясываются гашником. Каждый из этих двух типов штанов отвечает определенной типичной рубашки: с узкими штанами носят длинную рубашку на выпуск, а к рубашке, которая заправляется в штаны, носят шаровары. Непременным элементом мужской одежды был также пояс - шелковый, шерстяной или хлопчатобумажный, разного цвета, украшенный длинными кистями. Поясами подпоясывали не только шаровары, но и верхняя одежда - жупан, свиту, а иногда, и кожух. Основной обувью мужчин являют







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Как одежда к нам пришла Что из чего Игрушки